"В Эстонии эта трагедия коснулась каждого человека, незаживающие раны видны в нашем обществе и сегодня, десять лет спустя. Поэтому осторожность властей по отношению к этой теме понятна", - сказал Рюйтель. По его мнению, эта осторожность не должна служить основанием для нежелания заниматься щекотливой темой.
"Эстонские власти могут активно сотрудничать со шведскими коллегами и внести свой вклад, чтобы следствие было более полным", - добавил он. В то же время президент подчеркнул, что "сегодня нет оснований для прямой связи перевозок на пароме "Эстония" военной электроники с его гибелью".
Решение шведских властей о начале расследования было принято после того, как бывший сотрудник шведской таможни Леннарт Хенрикссон сообщил в передаче шведского телевидения, что 14 и 20 сентября 1994 года на пароме "Эстония" перевозилось электронное оборудование, купленное у российских военных в Эстонии.
Позже один из руководителей шведской таможни Свен Петер Олссон признал, что в 1994 году у таможни действительно была договоренность со шведской армией, согласно которой в порту Стокгольма не проверяли автомашины с грузом электроники, купленной у российской армии и доставленной из Таллина на пассажирском пароме "Эстония".
Паром "Эстония", шедший из Таллина в Стокгольм, затонул во время шторма в ночь на 28 сентября 1994 года. В результате катастрофы погибли 852 человека, спасти удалось лишь 137. По официальной версии, причиной гибели парома явились недостатки его конструкции и неблагоприятные погодные условия.