В среду парламентарии, которые возглавляют в Национальном собрании группу дружбы Франция-Россия, представили прессе свой доклад о будущем отношений ЕС-РФ. Одновременно документ передан Национальному собранию в качестве доклада парламентского комитета по иностранным делам.
Как отмечалось на пресс-конференции, подготовленный 84-страничный документ явился плодом девятимесячной работы, в ходе которой французские парламентарии провели серию встреч и бесед на разных уровнях в Москве, Брюсселе, Париже и других европейских столицах.
По мнению авторов доклада, одна из основных проблем выстраивания отношений ЕС-РФ заключается в том, что Евросоюз "не интересуется реальной Россией", а "предпочитает проецировать то изображение, которое хочет увидеть".
Не облегчает дела и "российская двойственность, когда в одной и той же стране внешние признаки державы (уровень научных исследований, компетентность в ведущих отраслях, стратегический ядерный арсенал, нефтяные и газовые ресурсы) соседствуют с экономическими показателями, которые ставят ее ВВП между Бельгией и Нидерландами".
В попытке создать реальный образ парламентарии и подготовили документ, который состоит из двух больших разделов. В первом из них авторы анализируют нынешнюю ситуацию в России и ее внешнеполитический курс, а также перспективы их развития.
Как полагают французские парламентарии, сегодня Россия находится между прагматизмом и стремлением к восстановлению былой державности. Эта двойственность отражается, с одной стороны, в стремлении к ускоренному экономическому развитию и укреплению вертикали власти, а с другой - во внешней политике, которая описывается формулой "Россия плюс 11" либо "СССР минус3" (имеются в виду бывшие советские республики, за исключением стран Балтии).
На основании проделанного анализа авторы доклада рассматривают два сценария развития России. Первый из них - сохранение российской "исключительности", в том числе за счет "азиатизации" страны, - представляется парламентариям "теоретически возможным", но маловероятным на практике. Более правдоподобным они считают второй сценарий, в рамках которого Россия "присоединяется к западным ценностям и проводит внешнюю политику, которая предпочитает региональную стабильность вмешательству и опирается на привилегированные отношения с Евросоюзом".
Состоянию и развитию этих отношений посвящен второй раздел доклада. Как считают его авторы, Евросоюз и Россия "нуждаются друг в друге" и располагают "огромными потенциальными возможностями сотрудничества". Иными словами, "отношения между ЕС и Россией могут быть только партнерством, а это партнерство может быть только стратегическим".
В рамках этого мнения парламентарии рассматривают четыре сценария развития отношений: вступление России в Евросоюз; партнерство по формуле "все, кроме институтов"; стратегическое партнерство; сохранение статус-кво, то есть продолжение сотрудничества в различных формах без учета долгосрочной перспективы.
Как полагают авторы доклада, на деле ни первый, ни второй сценарий не осуществимы. "Наиболее вероятная схема развития отношений ЕС-РФ" должна, по мнению парламентариев, представлять из себя "смесь между стратегическим партнерством, которое ограничивается определенными областями, в частности энергетикой, научными исследованиями и образованием, и отношениями сотрудничества по другим направлениям".
При этом авторы доклада полагают, что энергетическое партнерство может воплотиться через "контроль за механизмом производства, гарантии инвестиций и механизмы совместного принятия решений". Что касается партнерства в сфере научных исследований и образования, то парламентарии считают необходимым активизировать обмены и для этого "распространить на весь Евросоюз" соглашения об облегчении выдачи виз, которые уже подписаны Россией с Германией, Францией и Италией.
Парламентарии также считают, что отношения партнерства с Россией требуют от Евросоюза "выработки российской политики, основанной на двух принципах: твердость и отсутствие провоцирования".
Для начала, полагают авторы доклада, странам Евросоюза следует договориться между собой об "общем языке", на котором они будут разговаривать с Россией. Иными словами, контактам от имени ЕС должен предшествовать "углубленный внутренний диалог в рамках самого Евросоюза, который позволит определить реальные или потенциальные трудности в отношениях с Россией".
При этом парламентарии предлагают придерживаться следующего подхода: "твердость в вопросе прав человека и в отношении суверенитета бывших советских республик и понимание того интереса, который представляет для России ее ближнее зарубежье".
Авторы доклада также считают необходимым изменить методику переговоров с Россией, разграничив "ключевые темы (энергетика, научные исследования, образование), "раздражающие" темы (Калининград, русскоязычное население в странах Балтии) и другие области сотрудничества (экономика, визы, совместное урегулирование кризисов), являющиеся объектов последовательных переговоров".
Кроме того, парламентарии предлагают создать более эффективные механизмы переговоров. По их мнению, вместо саммитов ЕС-Россия, организуемых каждые полгода, следует проводить два или три ежегодных саммита, посвященных текущим вопросам, а затем один саммит, посвященный долгосрочным проблемам. Авторы доклада считают также необходимым для переговоров по каждому из четырех совместных пространств назначить высокопоставленного дипломата, который выступал бы в качестве полномочного политического представителя ЕС.
В заключение авторы доклада отмечают, что "отношения между Евросоюзом и Россией никогда не будут простыми, поскольку, во-первых, на кону стоят основополагающие интересы сторон, во-вторых, ценности, которые их сближают, пока еще слишком малочисленны".