Предлагаемая модернизация затрагивает все ступени образования: начальное, среднее, начальное профессиональное и среднее профессиональное, высшее профессиональное и дополнительное профессиональное. Изменения коснутся также систем повышения квалификации и переподготовки, схем финансирования образовательных учреждений всех уровней и подготовки студентов.
Авторы концепции реформы выстроили ее таким образом, чтобы обеспечить непрерывность образовательного процесса.
На уровне школы:
- "Равные стартовые возможности" для всех детей предлагается обеспечить за счет введения "предшкольного образования" с пяти-шести лет. В основе такого образования, которое не является обязательным, будут лежать игровые формы и методы обучения. Обучение будет проводиться как на базе школ, так и в детских садах.
- В десятом и одиннадцатом классах ученик сможет сам выбрать профильную программу, в зависимости от того, какую профессию он хочет получить в дальнейшем. Профильное образование в старших классах можно будет сочетать с дополнительным образованием, получаемым вне стен школы.
- По окончании школы ученики смогут выбирать - сдавать ли им единый госэкзамен или обычные приемные экзамены в вуз. При поступлении в вузы будут также учитываться результаты олимпиад по различным предметам. Введение системы единого госэкзамена как универсальной формы оценки знаний выпускников школ на национальном уровне будет расширяться, но не будет навязываться насильно. Кроме того, будет расти число предметов, по которым можно будет сдать единый госэкзамен. По системе ЕГЭ, в случае выбора ее выпускником, к 2008 году можно будет поступать в любой российский вуз.
На уровне начального и среднего профессионального образования:
- Учреждения начального и среднего профессионального образования предлагается передать под эгиду субъектов федерации. К их финансированию планируется привлечь потенциальных работодателей, в частности, путем преференций последним в налоговой сфере. Будут разработаны механизмы адресной социальной помощи обучающимся.
- Предлагается связать начальное и среднее профессиональное образование путем создания единых стандартов профессий.
В сфере высшего образования:
- Предлагается ввести двухуровневую систему высшего образования: бакалавриат (3-4 года) и магистратуру (1-2 года, в зависимости от специальности). Каждый из уровней является самостоятельным, для перехода на следующий необходимо сдать экзамены. Предполагается, что бакалавры, уже после четырех лет обучения, смогут занимать должности, требующие высшего образования - например, быть линейными менеджерами, специалистами по продажам, администраторами. Магистратура направлена на выпуск специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности.
- По некоторым специальностям - инженеры, врачи, архитекторы и ряд других профессий - будет сохранен существующие уровень с обучением в 5-5,5 лет и присвоением квалификации специалиста. Список таких специальностей будет установлен постановлением правительства.
Система финансирования профессиональной и высшей школы и средней будет строиться по принципу "деньги идут за студентом и школьником". Это означает, что:
- Финансироваться будет не само учебное заведение, а его программы.
- Нормативы бюджетного финансирования будут зависеть от объективной стоимости подготовки специалиста по данной профессии.
- Повышенные нормативы бюджетного финансирования планируется установить для граждан, отслуживших в вооруженных силах России, инвалидов и некоторых других категорий граждан.
- Студентам, поступившим в вузы по результатам единого госэкзамена, устанавливаются государственные именные финансовые обязательства (ГИФО), в зависимости от результатов сдачи ЕГЭ. На подготовкуболее успешного студента государство выделяет больше денег, чем на менее успешного.
В системе образования предполагается внедрение отраслевой системы оплаты труда и создание отраслевой пенсионной системы работников образования.
В настоящее время подготовлены и проходят процедуру согласования пять законопроектов по внесению изменений и дополнений в закон РФ "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".