Как сообщил РИА "Новости" источник в кабинете министров, основными приоритетами являются обеспечение непрерывности профессионального образования, повышение качества образования, увеличение инвестиционной привлекательности образования, а также повышение доступности качественного образования.
"Основные проблемы, которые существуют на сегодня, заключаются в том, что содержание и технология образования не соответствуют потребностям рынка. Также есть потребность в кадрах, способных обеспечить хорошее обучение. Кроме того, механизмы государственного управления не могут в полной мере обеспечить дальнейшее развитие системы образования", - сказал собеседник агентства. По его словам, в этих условиях предлагается реструктуризация начального и среднего профессионального образования, а также высшего образования.
Как сказал источник, в условиях массовости, которое принимает нынешнее образование, в вузах предлагается ввести двухуровневую систему. Первый уровень - бакалавриат - будет готовить специалистов общих направлений, а магистратура будет готовить специалистов для решения более сложных задач.
Кроме того, на базе университетов должны быть созданы научные образовательные комплексы, которые будут не только заниматься подготовкой специалистов, но и станут научными центрами, осуществляющими исследования.
Что касается профессионального образования, то сейчас, по словам источника, оно утратило связи с базовыми организациями. "Мы работаем над взаимовыгодной интеграцией образования и производства за счет инвестиций в подготовку специалистов. Это актуально как для начального профессионального, так и для высшего профессионального образования", - сказал он.
Как сказал собеседнгик агентства, в докладе, который представит министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, большое внимание уделено программам раннего развития, а также реформе начального образования. Предлагается снизить предельную нагрузку на учащихся, которая на 20-30% больше, чем в европейских странах.
Кроме того, планируется внедрить новые принципы финансирования: уход от сметного финансирования к нормативно-подушевому финансированию (по количеству учеников) и внедрение финансирования программ развития образовательных учреждений.
Также предполагается увеличение зарплаты преподавателей за счет внедрения новой системы, которая не будет впрямую зависеть от количества учебных часов, а будет учитывать в том числе, "как учитель занимается с ребятами" в неурочное время.
Источник отметил, что повышение зарплаты будет происходить за счет внутренних резервов образовательных учреждений, увеличение бюджетного финансирования за счет инвестиций в образование.
Собеседник агентства сообщил, что для внедрения в жизнь всех предложений уже подготовлены пять законопроектов, в том числе о введении двухуровневой системы высшего образования, а также о привлечении работодателей к прогнозированию потребностей в кадрах.
Также сейчас разрабатываются еще пять документов, в том числе о системах контроля качества образования и о внедрении новых стандартов образования.
В первом квартале 2005 года будет разработана новая федеральная целевая программа "Развитие образования".