Премьерой его 226-го сезона станет опера Антонио Сальери "Признанная Европа" - та же самая опера, которой театр начал свою творческую жизнь 3 августа 1778 года.
Эта опера была написана молодым, 28-летним, но уже очень известным в Европе композитором, у которого впоследствии учились Бетховен, Шуберт, Лист.
К сожалению, многие его произведения после смерти оказались забытыми, а сам он надолго остался в памяти потомков как "отравитель Моцарта". Виной тому - прихоть великого Пушкина, который в своих "Маленьких трагедиях" выставил его завистливым злодеем. На самом деле Сальери, конечно, никого не отравил, а его творчество, как считает маэстро "Ла Скалы" Риккардо Мути, делает честь итальянскому искусству.
Новый сценический вариант оперы поставил знаменитый итальянский режиссер Лука Ронкони в содружестве с главным художником Пьером Луиджи Пицци. За дирижерский пульт в премьерный вечер встанет художественный руководитель "Ла Скалы" Риккардо Мути. Три больших художника-друга вновь воссоединились на сцене прославленного миланского театра - вместе они не работали уже 23 года.
Открытие нового, полностью перестроенного театра вызвало в Италии и за ее пределами огромный ажиотаж. Несмотря на то, что места в партере и литерных ложах стоили 2000 евро, их раскупили мгновенно. Билеты на галерку стоимостью 240 евро театральные барышники уже неделю назад продавали по полторы тысячи.
На премьеру съезжаются известные представители политического и культурного мира не только Италии, но и из-за рубежа. Ожидают прибытия итальянского премьер-министра Сильвио Берлускони и членов правительства. Россию представляет в это день министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов.
"Можно сказать, что настоящим главным героем постановки станет новая сцена "Ла Скалы" со всеми ее техническими возможностями", - заявил наканунепремьеры режиссер Лука Ронкони.
Действительно, сцена не только увеличилась в размерах, но она оборудована по последнему слову техники. Театр теперь в состоянии держать в готовом, смонтированном виде декорации сразу для трех больших постановок, что позволяет делать репертуар более мобильным.
Для того, чтобы зритель мог хоть одним глазком увидеть не только то, что происходит на сцене, но и жизнь а кулисами, постановщики решили на премьерном показе установить несколько специальных зеркал, через которые можно заглянуть туда, куда обычно зрителям хода нет.
Реконструкция изменила и внешний вид театра. Хотя с фасада он остался прежним, сзади к нему были пристроены две башни, в которых разместились просторные репетиционные помещения и гримерные комнаты. Эти башни, возвышающиеся над основным здание театра, вызвали довольно большую полемику, но сейчас уже большинство оппонентов согласились, что они хорошо вписываются в ансамбль миланского центра и не нарушают целостности любимого жителями здания.
Несмотря на обновленный внешний вид, "Ла Скала" бережно хранит традиции и живет ими. Одной из них давно уже стало постоянное присутствие на сцене прославленного театра российских артистов.
Россияне начали выступать в "Ла Скале" уже вскоре после ее открытия. В середине XIX века там блистал русский тенор Николай Иванов. Там пели Шаляпин и Собинов, вагнеровские партии исполняла Марианна Черкасская.
"Ла Скала" всегда поддерживала и будет поддерживать давнюю традицию приглашать на свою сцену лучших солистов мира. Среди них всегда были российские певцы и танцовщики, рассказала РИА "Новости" представитель дирекции театра Лучилла Кастеллари. Сейчас в составе вокальной труппы "Ла Скалы" поют меццо-сопрано Ольга Семенова и Инга Джиоева из Владикавказа, сольные партии танцует звезда Мариинского и Большого театра Светлана Захарова. Перед Новым годом она будет выступать на сцене "Ла Скалы" в "Гала-концерте звезд", а в апреле, когда театр представит публике свой балет "Жизель", Светлана будет танцевать там одну из главных партий.
В программе открывающегося сезона много российских оперных звезд, сообщила Кастеллари. Через две недели в Рождественском концерте выступит бас из петербургского Мариинского театра Ильдар Абдразаков, в феврале будущего года театр планирует показать оперу П.И. Чайковского "Пиковая дама", дирижировать которой будет Юрий Темирканов, а главные партии исполнят Елена Образцова, Дмитрий Хворостинский, бас из "Маринки" Владимир Ванеев и его землячка меццо-сопрано Полина Герцева. Осенью 2005 года Юрий Александров поставит на сцене "Ла Скалы" еще одну оперу Чайковского - "Черевички", декорации и костюмы к которой создал Вячеслав Окунев. Дирижером постановки будет Мстислав Ростропович, хореографом - Гали Абайдулов, а главные партии споют тенор из Большого театра Всеволод Гривнов, басы Александр Анисимов и Владимир Огновенко. А в мае дирижировать оперой Рихарда Штрауса "Электра" должен еще один представитель петербургской музыкальной школы Семен Бычков.
Нынешняя реконструкция театра была - уже вторая в его истории. Первый раз его пришлось восстанавливать из руин после Второй мировой войны.
После того, как 12 декабря 2001 года "Ла Скала" закрылась на реконструкцию, ее труппа переехала на окраину Милана, в театр "Арчимбольди", где все это время и давались спектакли.
На обновленной сцене "Ла Скалы" будет дано десять премьерных представлений оперы "Признанная Европа", после чего труппа опять вернется в "Арчимбольди". А в главном здании еще будут вестись некоторые работы по реконструкции, которую не успели окончательно завершить к декабрьской премьере. Как ожидают, все недоделки будут закончены к марту будущего года.