По мнению российской стороны, действия Турции, которая ввела ограничения на проход судов через Босфор и Дарданеллы, противоречат договору 1936 года, декларирующему свободу прохождения судов через эти проливы.
"Свобода судоходства зафиксирована в Конвенции 1936 года. Никаких ограничений она не предполагает", - сказал помощник президента.
Как заявил Приходько, российская сторона будет настаивать на том, чтобы турецкая сторона действовала в соответствии с этим документом.
В 2004 году Россия обратилась с жалобой в Международную морскую организацию, заявив, что меры, принятые Анкарой, привели к увеличению затрат на транспортировку российской нефти.
По данным СМИ, ежегодные убытки России в связи с ужесточением режима прохождения проливов достигают 400 миллионов долларов.
Турция утверждает, что договор 1936 года уже не отвечает сегодняшним реалиям, поскольку Стамбул сталкивается с угрозой экологической катастрофы.
Ежегодно через Босфор, разделяющий 15-миллионный Стамбул на европейскую и азиатскую части, проходят более 50 тысяч судов, в том числе и нефтеналивные танкеры.
В 2004 году через проливы были перевезены 135 миллионов тонн нефти. Специалисты полагают, что к 2010 году объем нефти, провозимый через пролив, составит 200 миллионов тонн в год.
Россия готова участвовать в решении проблем, связанных с транспортировкой нефти через проливы Босфор и Дарданеллы, сообщил ранее РИА "Новости" директор Департамента международного сотрудничества Минпромэнерго Дмитрий Сухопаров.
"Мы разделяем озабоченность турецкой стороны и предлагаем свое участие в исследовании этой проблемы", - отметил он.
По его словам, данный вопрос обсуждается в рамках межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Председателем российской части комиссии является министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. Турецкую часть возглавляет государственный министр Турции Кюршад Тюзмен.
"Мы готовы участвовать поставкой оборудования и специалистов для исследования проблемы", - сказал Сухопаров.
Пока никаких проблем с транспортировкой нефти нет, заверил Сухопаров, и, по его словам, при четкой организации прохода судов не должны возникнуть экологические проблемы.
"Пока проливы (Босфор и Дарданеллы) обеспечивают проход той нефти, которая поставляется", - сказал Сухопаров. Но при увеличении в ближайшие годы мощности Каспийского трубопроводного консорциума (до 67 миллионов тонн с нынешних 20,5 миллиона тонн) могут возникнуть проблемы с транспортировкой, отметил представитель Минпромэнерго.
Сухопаров напомнил, что в настоящее время обсуждается также вариант строительства нефтепровода для транспортировки российской нефти в Европу по территории Болгарии и Греции (Бургас - Александропулос).
Глава Минпромэнерго РФ, председатель российской части российско-турецкой межправительственной комиссии Виктор Христенко подтвердил готовность России оказать Турции содействие в оптимизации процесса продвижения судов в Босфорском проливе.
"Мы предлагаем содействие по оптимизации процесса продвижения судов в проливе", - сказал Христенко по итогам последнего обсуждения этого вопроса на заседании межправительственной комиссии. По его словам, российские специалисты обладают высокой квалификацией и большим опытом в решении такого рода вопросов.