Таковы результаты опроса ВЦИОМ, представленного в среду на заседании "круглого стола" "Имидж российского бизнеса: социальная ответственность или PR". ВЦИОМ провел исследование имиджа современного российского бизнеса в сентябре 2004 года путем всероссийского опроса населения по репрезентативной выборке. Опрошен 1541 человек в 100 населенных пунктах в 39 регионах России.
Выступивший на заседании гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров сообщил, что на прямой вопрос о том, является ли российский бизнес социально ответственным, положительный ответ дали только 30% опрошенных, тогда, как отрицательный - более половины (54%).
Чаще всего, добавил Федоров, россияне характеризуют российский бизнес как паразитический, компрадорский и безответственный (42%). Противоположной точки зрения придерживаются меньшинство россиян - 5% полагают, что чаще встречается социально ответственный бизнес, и еще 2% убеждены, что весь бизнес в России социально ответственен.
Вместе с тем, идея проведения показательных процессов против отдельных компаний и бизнесменов непопулярна среди россиян - ее поддерживают 6% опрошенных. Те же 6% респондентов считают, что не даст результата и противоположный подход - освобождение бизнеса от излишнего внимания со стороны государства.
Участники "круглого стола" отметили достаточно рациональное отношение россиян к вопросу о том, какой бизнес можно считать социально ответственным.
В соответствии с опросом, россияне считают бизнес социально ответственным в том случае, если он выполняет обязательства перед работниками и государством (34%), производит качественную продукцию (27%), выполняет деловые обязательства перед клиентами и партнерами (25%), создает новые рабочие места (23%), финансирует социальные программы для сотрудников (20%). В наименьшей степени для социальной ответственности, на взгляд россиян, непричастность к коррупции (8%), точное соблюдение законов (7%) и благотворительность (7%).
"Результаты опроса показывают рациональное отношение людей к российскому бизнесу. Таким образом, у нас существует благоприятная база для улучшения имиджа бизнеса", - считает Шохин.
В свою очередь, член бюро правления РСПП Виктор Вексельберг высказал удивление недооценкой российскими гражданами непричастности бизнеса к коррупции. "Вопрос коррупции - это взаимный процесс. Не будете давать - не будут брать", - сказал Вексельберг.