Выступая на открытии выставки замдиректора РЦНК Валерий Корягин отметил трагичность и актуальность ее темы. По его словам, если раньше люди разрушали памятники культуры в результате войн, из-за религиозных конфликтов и вандализма, то сейчас еще одной новой угрозой стал терроризм.
В свою очередь, замдиректора ВГБИЛ Ольга Синицына подчеркнула, что одной из главных целей фотовыставки было дать повод для дискуссии, центральной темой которой являются не только войны людей с памятниками культуры, но в итоге войны против вечных ценностей.
В экспозиции представлены истории разрушения людьми самых известных монументальных сооружений с древности и до наших дней: начиная с Карфагена и Парфенона и кончая башнями-близнецами Всемирного торгового центра в США. В конце экспозиции - оставлено пустое пространство со знаком вопроса: кто следующий?
Фотографии разных времен и эпох, соседствующие друг с другом, волей-неволей заставляют зрителей проводить параллели. Как отмечает Ольга Синицына, фраза римского сенатора о том, что Карфаген, воплощавший враждебный Римской империи порядок, должен быть разрушен, "буквально витала в воздухе перед началом войны в Ираке".
По ее словам, "пренебрежение к чужой культуре дало страшные примеры разрушений во время войны во Вьетнаме, когда, например, в результате американских бомбардировок была превращена в руины знаменитая Пагода Двух слонов, а через несколько десятков лет американские бомбардировщики бомбили уже Багдадский музей".
Впрочем, замдиректора библиотеки убеждена, что совершенно бессмысленно спорить о том, какой народ уничтожил больше культурных ценностей. С сожалением она констатирует, что практически все страны мира внесли свой вклад в разрушение исторических памятников, которые для некоторых становились символами дорогих, а для некоторых ненавистных идей.
Точно так же, как варвары разрушали римский Форум, символизировавший для них ненавистную империю, восставшие российские крестьяне в 1905 году разграбили и сожгли до основания усадьбу князей Голицыных в Пензенской области, являвшуюся архитектурным памятником. По иронии судьбы, Голицыны никогда особенно не притесняли своих крестьян, говорит Ольга Синицына.
Наиболее разрушительными для памятников культуры, по ее словам, были эпохи религиозных войн, революций, Первая и Вторая мировые войны. Причем, как считают искусствоведы, трудно решить, кто уничтожил больше - немецкая армия или бомбардировщики союзников. Очень разрушительной стала война на Балканах и война в Ираке.
Однако и в мирное время памятники культуры нередко страдают, причем, как подчеркнула замдиректора библиотеки, ведут к этому иногда даже благие намерения, направленные на модернизацию и улучшение жизни города. В связи с этим, Синицина подчеркнула, что еще одной из целей выставки является привлечение внимания государств и правительств к проведению более взвешенной и осторожной политики при решении судеб исторических памятников.
Открытие выставки было приурочено к проведению в Хельсинки Дней Москвы и стало также хорошим поводом для обращения к богатой и драматичной истории культурных памятников российской столицы.