Рейтинг@Mail.ru
Интервью посла по особым поручениям МИД России Виталия Воробьева относительно Дополнительного соглашения между РФ и Китаем о межгосударственной границе - РИА Новости, 06.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Интервью посла по особым поручениям МИД России Виталия Воробьева относительно Дополнительного соглашения между РФ и Китаем о межгосударственной границе

Читать ria.ru в
Дзен
- В связи с подписанием в октябре нынешнего года в Пекине Дополнительного соглашения с Китаем о границе раздаются голоса, что, пограничное урегулирование с этой страной происходит якобы за счет передачи российских земель Китаю. Называются, прежде всего, острова на Амуре и Уссури. Утверждается, что все острова были закреплены за Россией еще в 1860 году Пекинским дополнительным договором. Какова ситуация на самом деле? - Территориальное размежевание России и Китая началось свыше трехсот лет тому назад. По историческим меркам, этот процесс протекал в целом достаточно мирно. Во всяком случае, не было того, что мы называем войнами между двумя государствами. Пекинский договор определял Амур и Уссури в качестве речных пограничных рубежей на Дальнем Востоке. Согласно тексту документа, устанавливалось такое направление границы - вниз по течению Амура до "места слияния" с Уссури, а затем вверх по Уссури. Этот маршрут "для большей ясности" был показан на карте. Территории...

- В связи с подписанием в октябре нынешнего года в Пекине Дополнительного соглашения с Китаем о границе раздаются голоса, что,  пограничное урегулирование с этой страной происходит якобы за счет передачи российских земель Китаю. Называются, прежде всего, острова на Амуре и Уссури. Утверждается, что все острова были закреплены за Россией еще в 1860 году Пекинским дополнительным договором. Какова ситуация на самом деле?

- Территориальное размежевание России и Китая началось свыше трехсот лет тому назад. По историческим меркам, этот процесс протекал в целом достаточно мирно. Во всяком случае, не было того, что мы называем войнами между двумя государствами.

Пекинский договор определял Амур и Уссури в качестве речных пограничных рубежей на Дальнем Востоке. Согласно тексту документа, устанавливалось такое направление границы - вниз по течению Амура до "места слияния" с Уссури, а затем вверх по Уссури. Этот маршрут "для большей ясности" был показан на карте. Территории двух государств, в соответствии с текстом договора, отмеривались от береговых кромок Амура и Уссури. То есть от одного берега - российские земли, от противоположного берега - китайские земли.  Об островах в договоре вообще нет никаких упоминаний. Говоря по-современному, Пекинским договором не предусматривалось распределение речных поверхностей, включая все, что на них находилось.

Другое дело, что в силу различных причин многие острова на Амуре и Уссури, подчас расположенные почти под китайским берегом, оказались в 1920-1930-е годы, причем без надлежащего двустороннего оформления, под контролем Советского Союза. Такое положение сохранялось многие десятилетия и стало нами восприниматься не только как привычное, но и как должное.

Впервые в истории   российско-китайского разграничения линия границы по водной поверхности Амура и Уссури была проведена только по Соглашению 1991 года о границе с Китаем на ее Восточной части, а именно - по середине главного фарватера этих рек. Соответствующим образом было решено определять принадлежность островов. Опять же впервые это было совместно сделано при проведении демаркации. Исключение составил район островов близ Хабаровска при впадении Уссури в Амур, который был выведен за пределы Соглашения.

Именно с учетом всего комплекса юридических и исторических обстоятельств, думается, было бы правильным рассматривать и оценивать вносимые изменения в прохождение линии границы между Россией и Китаем.

- Распространено мнение, что принцип середины главного фарватера - это одно из порождений перестроечного внешнеполитического курса, проводившегося Михаилом Горбачевым. Так ли это?

- Принятие этого принципа было одной из немногих предварительных договоренностей, достигнутых еще в самой начальной фазе переговоров, которая приходится на 1964 год. Но тогда до официальных решений дело не дошло. Обстановка в двусторонних отношениях совершенно перестала способствовать продуктивному ведению переговоров по урегулированию пограничных вопросов.

Когда в середине 1980-х годов на фоне развивавшегося процесса нормализации отношений сложились предпосылки для перехода от полемики по пограничным вопросам к поиску развязок, обеими сторонами было взято все позитивное из предшествовавшего переговорного запаса. В том числе это касалось принципа середины главного фарватера для разграничения на реках.

Данный принцип представляется наиболее удобным для того, чтобы линия границы на таких "подвижных" реках, как Амур и Уссури имела длительно устойчивый характер. При этом судоходство осуществляется независимо от линии прохождения границы. Такое положение, в частности, содержится в действующем двустороннем Соглашении 1951 года о плавании судов на пограничных реках.

- Выходит, что уже в 1964 году было ясно, что, например, остров Даманский на Уссури может стать китайским?

- Остров Даманский, небольшой, необитаемый и находящийся вблизи от китайского берега, получил известность в силу боестолкновений, случившихся там в 1969 году.

Поскольку в 1964 году никаких окончательных решений принято не было, линия границы в этом месте оставалась неизменной, как и на всех других участках. Такое положение формально сохранялось вплоть до завершения демаркации в конце 1990-х годов. Поэтому действия наших пограничников в 1969 году были правомерны и полностью обоснованны.

Вместе с тем, эти события, равно как и ряд других конфликтных ситуаций того периода на разных участках границы, наглядно показали важность и необходимость своевременного решения всех без исключения пограничных вопросов между соседями путем переговоров.

- В чем состоит суть пограничных развязок по недавно подписанному Дополнительному соглашению?

- Два участка границы, ставшие предметом Дополнительного соглашения, - район острова Большой в верховьях Аргуни и район островов Тарабаров и Большой Уссурийский близ Хабаровска - занимают менее двух процентов всей протяженности российско-китайской границы свыше 4300 км.

Особенность развязок состоит в том, что в обоих случаях линия границы пройдет не только по водной поверхности рек, но и через острова. В результате суммарная площадь обоих районов (несколько более 370 квадратных километров) распределяется между Россией и Китаем примерно пополам.

Решение базируется на стремлении не оставлять последующим поколениям такое непростое и потенциально конфликтное наследие прошлого, как пограничные вопросы. В его основе лежит принцип равноправия сторон. Оно представляется достаточно сбалансированным, учитывающим как долгосрочные, так и текущие интересы и озабоченности обоих государств, жизненные и хозяйственные потребности населения приграничных районов.

Что касается островов близ Хабаровска, то граница пройдет некоторое расстояние вниз по середине главного фарватера Амура от той точки, где остановились демаркаторы, затем, пересекая остров Большой Уссурийский, выйдет к точке, расположенной в устье Уссури, а далее она уже сейчас идет вверх по середине главного фарватера Уссури. Наиболее освоенная нашими гражданами часть острова Большой Уссурийский по-прежнему будет российской. Храм, построенный на этом острове напротив устья Уссури, остается на российской территории.

- Из Хабаровска доходят сведения, что местное население чуть ли не начинает готовиться к эвакуации с островов, что спешно разобран понтонный мост через Амурскую протоку на остров Большой Уссурийский. Опасаются также, что китайцы начнут осваивать не только свою, но и нашу часть острова Большой Уссурийский. Как это можно прокомментировать?

- Дополнительное соглашение является делимитационным -прохождение линии границы согласовано с использованием карт определенного масштаба. Как конкретно пройдет граница, устанавливается при демаркации. То есть при совместном обозначении границы на местности. Это - непростая операция. Она может осуществляться только после ратификации (одобрения парламентами) Соглашения и вступления его в силу. Для ее проведения необходимо составить демаркационную карту, что, видимо, потребует совместной   аэрофотосъемки двух участков.   Все демаркационные работы займут, видимо, не менее трех лет. До утверждения итогов демаркации правительствами двух стран ничто в положении границы не может меняться, то есть будет сохраняться нынешняя ситуация.

В связи с подписанием Дополнительного соглашения никаких перемещений людей ни сейчас, ни потом не планируется. Побуждать, тем более принуждать их к этому никто не собирается.

Демонтаж понтонного моста - чистое совпадение. Это обычная плановая операция в связи с наступлением зимнего сезона. И не более того.
На двух участках будет такой же режим государственной границы, как и на всех других ее участках. Это в полной мере относится к порядку пересечения ее людьми, перемещения товаров и грузов. Если все эти вопросы станут рассматриваться через призму наращивания добрососедства и сотрудничества, то, думается, такое развитие событий может пойти только на пользу дела. А в районе хабаровских островов, например, реально имеется ряд весьма непростых вопросов, которые было бы сподручнее решать совместными усилиями.

- Почему вплоть до заключения Дополнительного соглашения не было ничего известно о его подготовке?

- Специфика любых переговоров по пограничным вопросам - их конфиденциальность. Когда стороны пытаются распутать самые сложные и "чувствительные" узлы, тем более нужна повышенная осторожность. В конечном счете, ведь речь не шла, да и не могла идти о том, чтобы достигнутые договоренности по остававшимся пограничным вопросам имели секретный характер.

- Может ли прецедент договоренностей с Китаем по двум участкам, имеющих явно компромиссный характер, быть использован для попыток навязать нам решения по Курильским островам, Калининграду?

- Во-первых, в поиске развязок с Китаем по двум участкам никто никому ничего не навязывал. Такие решения могут приниматься только на добровольных   началах,   давление   здесь   может   быть   лишь контпродуктивным.

Во-вторых, перечисленные проблемы и закрытие пограничных вопросов с Китаем являются совершенно разнопорядковыми.

В-третьих, урегулирование пограничных вопросов с Китаем показало, что самые трудные, казалось бы, не поддающиеся решению вопросы, могут быть решены. Но для этого прежде всего нужна благоприятная атмосфера в отношениях, которая позволяла бы не только проявлять политическую решимость, но и быть уверенным во встречном понимании. Важно действовать в унисон со временем, доверять друг другу, стремиться найти выход, дающий стратегический выигрыш обеим сторонам.

- Подписание Дополнительного соглашения хотелось бы считать финальной точкой в пограничных спорах между нашими странами. Но ведь в Китае по-прежнему издаются книги, учебники, карты, продолжающие в духе заявленного в 1964 году Мао Цзэдуном "территориального реестра" называть и показывать обширные российские территории "отторгнутыми" Россией по "неравноправным" договорам?

- Пограничные вопросы рассматривались и решались на переговорах с точки зрения тех расхождений в понимании прохождения линии границы, которые выявились на отдельных ее участках. Вокруг этого и шли дискуссии, нередко весьма острые. Принадлежность территорий определялась в зависимости от того, как стороны договорятся о прохождении линии границы, но не наоборот. Такой подход оправдал себя, он позволил выйти на Соглашение 1991 года, а теперь и на Дополнительное соглашение.

Что касается "реестра" Мао Цзэдуна, то он все время оставался вне рамок переговоров. Кстати, эта беседа Мао с делегацией социалистической партии Японии не была опубликована в открытой китайской печати. Какой политический смысл имели в то время высказывания Мао - отдельная тема для специального исследования, которым уже начали совместно заниматься российские и китайские ученые.

Вместе с тем, Мао Цзэдун в обостренном виде изложил тогда многие представления, сложившиеся и, надо признать, укоренившиеся в Китае относительно истории формирования китайского государства, изменений его территориальных пределов, характера связей и заключенных договоров с другими странами. Такие представления имеют широкое хождение в Китае по сей день, в том числе в виде разного рода исторических трудов и карт.

Вообще-то каждое суверенное государство вправе по-своему трактовать собственную историю, включая вопросы внешних сношений. Мы можем со своей точки зрения оценивать те или иные события в истории отношений России с Китаем, в том числе подписанные в прошлом двумя странами документы. Важно, чтобы акценты в исторических версиях не размывали линию на хорошие, добрососедские отношения с сопредельными странами. Что касается государственного курса Китая, то о нем наглядно и убедительно свидетельствуют как прямая формула об отсутствии у Китая и России территориальных претензий друг к другу, зафиксированная в "большом" Договоре, подписанном летом 2001 года, так и пограничные и другие договоренности с нашей страной. Попутно замечу, что у Китая на сегодня решены пограничные вопросы на всей бывшей советско-китайской границе.

Мне довелось присутствовать на имевшей поворотное значение встрече Дэн Сяопина с Михаилом Горбачевым в мае 1989 года. Дэн тогда пространно и эмоционально сетовал на "притеснения", в том числе территориальные, которые испытывал Китай в XIX-XX веках от многих стран, в том числе России. Но заключил он свои рассуждения известной фразой о том, что теперь под всем этим подводится черта, прошлое надо считать "закрытым" и следует развернуться в сторону будущего, совместно работать на него. А заветы Дэн Сяопина высоко чтят в современном Китае.

Соглашение 1991 года о границе на ее восточной части, Соглашение 1994 года о границе на ее Западной части (от Монголии до Казахстана) и Дополнительное соглашение после его вступления в силу будут определять прохождение линии российско-китайской границы на всем ее протяжении, теперь без каких-либо исключений. То есть те вопросы, по которым 40 лет шли переговоры, полностью "закрыты". В юридическом смысле три соглашения в совокупности вполне можно считать достаточной и прочной базой, определяющей разграничение между Россией и Китаем.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала