- Господин Балкененде, насколько важны, с Вашей точки зрения, отношения между Европейским союзом и Российской Федерацией?
- Исторически страны ЕС уже в течение многих веков имеют прочные политические, экономические и культурные связи с Россией. После относительно более прохладного периода, вызванного "холодной войной", эти связи вновь активизировались. Европейский союз является в настоящее время важнейшим торгово-экономическим партнером России.
Многие компании стран ЕС направляют инвестиции в экономику Российской Федерации. Это свидетельствует о том, что европейские предприниматели связывают большие ожидания с будущим российской экономики.
Но и в других областях Россия и Евросоюз являются важными партнерами. Обе стороны признают важность укрепления сотрудничества, и поэтому в 2003 году они приняли решение выработать планы действий в четырех областях, так называемых общих пространствах, чтобы добиться дальнейшей активизации своего сотрудничества. Создавая эти общие пространства, мы работаем над решением совместных проблем и трансграничных вопросов, таких, как борьба с терроризмом, нелегальная иммиграция и организованная преступность. Но и в сфере образования и культуры прочные связи между Европейским союзом и Россией могут принести хорошие результаты, как, например, создание Европейского института в Москве.
Как важный шаг вперед во взаимных отношениях я рассматриваю недавнюю ратификацию Государственной Думой Российской Федерации Протокола о распространении Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между ЕС и Россией на десять новых членов Евросоюза. СПС предоставляет прочную юридическую основу, выгодную обеим сторонам. Благодаря этому, устранено важное препятствие для дальнейшего развития отношений между ЕС и Россией. Евросоюз полон решимости работать над развитием продуктивного стратегического партнерства, основанного на взаимопонимании и взаимоуважении.
Действенность и важность этого стратегического партнерства, по-моему, неоспоримы. Вместе мы можем решать представляющие взаимный интерес сложные вопросы и вносить существенный вклад в решение международных проблем.
- Что Вы ожидаете от предстоящего 25 ноября в Гааге саммита Европейский союз - Россия?
- Важно, чтобы был достигнут прогресс в отношение четырех общих пространств, составляющих вместе основу стратегического партнерства: экономическое пространство, пространство свободы, безопасности и правосудия, пространство внешней безопасности и пространство науки и образования, включая культурные аспекты. ЕС рассматривает эти четыре пространства как единое целое. Таким образом, мы очень хотим заключить соглашение по ним, но, наверное, это не произойдет в нынешний четверг. Но пока мы вполне можем начать реализацию отдельных аспектов этих четырех пространств, например, в области культуры и образования и касающихся выполнения положений Киотского протокола.
Достижение согласия по всем четырем пространствам подняло бы отношения и сотрудничество Евросоюза и России на более высокий уровень и принесло бы с собой огромные преимущества для обеих сторон. Ибо тогда будет легче совместно работать в таких областях, как сотрудничество органов юстиции и полиции, борьба с терроризмом и научные исследования. Тогда так же будет лучше отрегулирован вопрос поездок людей между ЕС и Россией.
Но, как я уже сказал, я не ожидаю, что в четверг мы сразу придем к полному согласию и достигнем соглашений по всем четырем общим пространствам. Я считаю очень важным, чтобы содержание нашего партнерства было выгодным для обеих сторон: качество важнее быстроты. В конце концов, речь идет о выработки стратегических отношений на будущее.
- Как Вам видятся важнейшие элементы наполнения общих пространств Европейский союз - Россия?
- Россия и ЕС ведут переговоры о стратегическом партнерстве со времени саммита Европейский союз - Россия, прошедшего в Санкт-Петербурге в мае 2003 года, и в их ходе уже достигнуты хорошие для обеих сторон результаты. Приведу пример: ЕС подписал двустороннее соглашение относительно вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). После этого переговоры между Россией и другими партнерами по ВТО неизмеримо ускорились, и Россия приблизилась к членству в ВТО.
В свою очередь, Россия ратифицировала важный Киотский протокол, благодаря
чему, этот договор, целью которого является предотвращение климатических
изменений, сможет вступить в силу в начале будущего года. Но это не означает,
что мы все сделали. Мы должны достичь более глубоких и более детальных
договоренностей в области борьбы с терроризмом, так же, как и в области прав
человека, прав меньшинств и верховенства права.
Важной темой, прежде всего
для экономики и делового мира, является также энергодиалог. Во время недавней
встречи в Гааге был подготовлен доклад о прогрессе в этой области, в котором
определены четыре приоритетных направления переговоров: эффективность
энергетики, инвестиции в энергетическую сферу, энергетическая инфраструктура и
режим торговли энергией. Эксперты как со стороны ЕС, так и со стороны России,
будут в предстоящие месяцы работать над этими четырьмя приоритетными
направлениями и разработают программу действий, которая должна быть представлена
в будущем году.
В экономической области также ведется разговор об облегчении транзита в Калининградскую область и из нее. В предстоящие годы Евросоюз предоставит 25 миллионов евро на реализацию проектов в этой области.
- Какие существуют препятствия для дальнейшего сближения ЕС и России? Как их можно преодолеть? Сможет ли Россия когда-нибудь стать полноправным членом Европейского союза?
- Нет никаких препятствий. Дело в необходимости завоевать доверие друг друга и осознать пользу от этого для обоих партнеров. Это - именно то, что мы сейчас делаем, и над чем мы работаем.
В принципе, любая европейская страна, отвечающая принятым ЕС в Копенгагене политическим и экономическим критериям, может стать членом Евросоюза. До сих пор Россия еще не дала знать, что она взвешивает возможность присоединения к ЕС. Поэтому мы сейчас работаем над укреплением отношений между Евросоюзом и Россией путем развития стратегического партнерства на основе четырех общих пространств, которые я назвал выше. Когда мы этого достигнем, мы будем на правильном пути и уже пройдем по нему значительное расстояние.