Как обычно в третий четверг ноября, ровно в полночь на французскую землю приходит праздник "нового божоле" - молодого вина, изготовленного в небольшом регионе к северу от Лиона.
Опытные дегустаторы, уже получившие возможность отведать "божоле нуво", утверждают, что в нынешнем году для этого вина характерны отчетливые ягодные нотки - малина, красная смородина, в меньшей степени клубника и смородина черная.
Впрочем, честно предупреждают специалисты, молодое божоле нынешнего урожая не будет обладать таким исключительным вкусом, как год назад, когда державшаяся все лето небывалая жара и засуха придали винограду совершенно изумительное качество.
На сей раз для поддержания качества виноделам пришлось немало потрудиться и пустить в ход все свое мастерство, чтобы сохранить традиционную репутацию "божоле нуво".
По сведениям регионального объединения виноградарей и виноделов, в 2004 году в продажу поступит 420 тысяч гектолитров молодого божоле, иными словами - 56 миллионов бутылок.
Такое же количество было передано в торговлю и год назад, и сумма выручки превысила 86 миллионов евро. Впрочем, тогда цена гектолитра вина достигала 200 евро, а в нынешнем году она существенно ниже - 160-165 евро.
Как обычно, примерно половина "божоле нуво" будет отправлена за рубеж.
По данным минувшего года, крупнейшими импортерами этого вина являются Япония (около девяти миллионов бутылок), Германия (3,7 миллиона) и США (3,6 миллиона). В то же время коммерсанты отмечают постоянно растущий спрос на молодое божоле в таких странах, как Россия, Польша и Южная Корея.
Праздник "божоле нуво" появился во Франции в середине ХХ века и имел под собой чисто коммерческую основу. Дело в том, что в регионе Божоле традиционно выращивают виноград сорта "гамэ", вино из которого не приспособлено к длительному хранению и заметно уступает по качеству своим более благородным собратьям из Бордо и Бургундии. Зато божоле быстрее созревает и именно в молодом возрасте отличается достаточно богатым ароматическим и вкусовым букетом.
Исходя из этих особенностей, виноделы Божоле и решили объявить третий четверг ноября праздником вина нового урожая.
Этот рекламно-маркетинговый ход обернулся беспрецедентным успехом, и теперь день появления в продаже "божоле нуво" отмечается уже не только во Франции, но и во многих других странах мира.
Постепенно праздник оброс своими традициями. Он начинается в городке Божо, где в среду незадолго до полуночи стартует марш виноделов. С факелами из виноградной лозы они приходят на главную городскую площадь, где ровно в полночь выбивают затычки из бочек и подставляют кружки под струи молодого вина.
В это же самое время продажа "божоле нуво" начинается и в питейных заведениях Парижа, Дижона, Лиона и многих других городов Франции. А с утра четверга, когда бутылки с вином появляются на прилавках магазинов, молодое божоле поистине льется рекой. Многие начинают дегустировать его еще за обедом, а вечером, после работы, наверное, ни один француз не откажет себе в удовольствии присоединиться к теплой хмельной компании в ресторане либо опустошить бутылочку "божоле нуво" за семейным ужином.