Вместе с тем, прямое финансирование станет возможным только после выделения из структуры РЖД отдельной компании, которая будет осуществлять пассажирские перевозки.
"Пассажирские перевозки следует оперативно отделить от остальной системы. Следует прекратить перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых", - говорится в обзоре. В настоящее время ОАО "РЖД" финансирует убыточные пассажирские перевозки за счет доходных грузовых перевозок.
"Для компаний дальних и междугородных пассажирских перевозок можно ввести прямое государственное финансирование, аналогичное тому, что предоставляется компаниям "Амтрак" в США и "Виа" в Канаде", - отмечается в обзоре.
Для наиболее убыточных пригородных перевозок эксперты рекомендуют разработать договоры с региональными властями, согласно которым перевозки льготных категорий пассажиров будут финансироваться за счет бюджетов субъектов РФ.
Вместе с тем, эксперты считают, что при условии прямого субсидирования властями льготных категорий пассажиров, междугородным пассажирским перевозкам дополнительное финансирование может совсем не понадобиться.
Авторы обзора отмечают, что государству следует четко определить компромисс между улучшением экономических показателей железных дорог и их использованием для решения вопросов социальной политики. "Международный опыт показывает, что социальные цели или цели регионального развития должны достигаться с помощью прямого государственного финансирования, а не с помощью манипулирования тарифной сеткой", - считают эксперты.
Выступивший на презентации обзора заместитель министра экономического развития и торговлиРФ Андрей Шаронов согласился с выводами европейских экспертов. "Мы на правильном пути при определении тактики и стратегии развития пассажирских перевозок. Конечно, надо превращать перекрестное субсидирование в прямое субсидирование. Государство должно платить по своим обязательствам", - сказал Шаронов.