В состав группы входят представители пяти прикаспийских государств - Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении.
В ходе заседания предполагается продолжить постатейное обсуждение проекта Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.
"Работа группы получила позитивную оценку на встрече министров иностранных дел прикаспийских государств, которая состоялась в Москве в апреле 2004 года. Министры отметили существенное продвижение в согласовании проекта Конвенции о правовом статусе Каспийского моря", - отметили в МИД России.
По итогам 14-го заседания возглавлявший российскую делегацию бывший замглавы МИД РФ Виктор Калюжный сообщил, что позиция России "основана на принципиальных вещах, которые наработаны историческим периодом времени, взаимоотношениями Советского Союза и Ирана, договорами 1921 и 1940 годов, где заложены были принципы общей схемы использования Каспийского моря - в судоходстве, биосфрере, экологии".
"Россия стоит на позициях того, что наработано и чего не стоит ломать. Эта позиция не жесткая, а исторически правильного продолжения отношений вновь появившихся прикаспийских государств", - отметил Калюжный.
Сегодня номинально действуют советско-иранские договоры от 1921 года и 1940 года по разграничению Каспия, в соответствии с которыми и дно, и водная поверхность оставались в общем пользовании прикаспийских государств.
Позиции прикаспийских государств не удалось пока согласовать по целому ряду вопросов. В частности, Казахстан считает, что определение трассы прокладки подводных кабелей и трубопроводов по дну Каспийского моря должно осуществляться только с согласия стороны, через участок которой они проходят.
Со своей стороны, Тегеран претендует на 20% каспийской акватории. В случае если Ирану удастся отстоять свою позицию, то граница территориальных вод этой страны окажется на 80 км севернее так называемой линии Астара-Гасанкули, ранее являвшейся границей СССР. Таким образом, под юрисдикцию Ирана попадут нефтяные месторождения Араз, Алов и Шарг, ныне разрабатываемые международным консорциумом по договору с правительством Азербайджана.
На последнее из этих месторождений претендует также Туркмения (Шарг в официальных документах Ашхабада сейчас носит название Алтын-Асыр). Кроме того, Туркмения пытается оспорить права еще на два месторождения, разрабатываемые Азербайджаном, - Чираг и Азери (в туркменском варианте - Осман и Хазар). До сих пор многочисленные переговоры Азербайджана и Туркмении по этому вопросу оказывались безрезультатными. Одновременно с этим Ашхабад выступает и против иранских предложений по разделу Каспия, опасаясь за неприкосновенность своих запасов газа.
Таким образом, на сегодня урегулирование статуса Каспия зависит от того, найдут ли общий язык Иран, Азербайджан и Туркмения. Однако пока только России, Азербайджану и Казахстану удалось найти компромисс и заключить между собой соглашения о разграничении сопредельных участков моря.