"Силовые, военные средства, - сказал он, - могут обеспечить решение лишь ограниченного круга задач, на ограниченный промежуток времени".
Так, например, отметил ливанский эксперт, убив несколько месяцев назад духовного лидера ХАМАС шейха Ахмеда Ясина, Израиль лишил на какое-то время это радикальное палестинское движение идейного руководства. Но прошло время, и, как заявили исполнители терактов в Египте, они отплатили за смерть шейха Ясина взрывами на Синае.
"Израиль отгородился от палестинцев бетонной стеной, армия ведет одну широкомасштабную военную операцию за другой, убиты сотни палестинцев, сотни домом разрушены бульдозерами, а проблема терроризма не решена", - констатирует Низар Хамза.
И вопрос тут не в неспособности израильской армии, подчеркивает профессор АУБ.
"Рассматривая вопрос с академической точки зрения, - говорит ливанский эксперт, - можно сказать, что в Палестине, равно как и в Ираке идет война. С одной стороны в ней участвуют регулярные армии и силы безопасности, с другой - силы сопротивления, которые одни называют террористами, другие - борцами за свободу, за независимость, за веру и т.д. Будучи не в состоянии противостоять армии на поле боя, силы сопротивления используют в своей борьбе партизанскую тактику". "А в партизанской войне, - подчеркивает арабский эксперт, - до сих пор еще не победила ни одна армия мира, в том числе самые сильные".
Международный терроризм, поясняет ливанский эксперт, не является единой организационной структурой. Практически все террористические организации строятся по гроздевому принципу. Многие группы действуют автономно. Существуют "спящие" ячейки. Можно уничтожить одну или несколько террористических групп, пресечь террор на какой-то ограниченной территории, но если причины его порождающие остаются не искорененными, то он возродится вновь и даст о себе знать, убежден профессор Хамза. По его словам, произойти это может, где угодно и когда угодно.
"Невозможно предугадать, где объявится человек-смертник, - говорит Низар Хамза. - Взведенный им часовой механизм бомбы может тикать и месяц, и год".
Проблему терроризма, убежден ливанский эксперт, следует решать не только с помощью кнута. Нужен еще и пряник. Другими словами, силовые методы должны дополняться политическими, дипломатическими.
Чтобы остановить порочный круг насилия в палестино-израильском противостоянии, указывает профессор АУБ, должно быть найдено принципиальное решение палестинской проблемы: прекращена израильская оккупация, удовлетворено право палестинского народа на создание собственного независимого государства, а беженцев - на возвращение на свою родину. Должна быть решена и проблема арабского Иерусалима. Это лишит палестинский, а во многом и арабский терроризм политической и идеологической основы, говорит профессор Хамза.
"Сегодня же, - отмечает он, - мы видим прямо противоположное: усилия более чем 10 лет по поиску мирных путей урегулирования кризиса перечеркнуты, а язык дипломатии заменен языком силы. В результате - и с одной, и с другой стороны гибнут люди".