ТЕЛЬ-АВИВ, 6 окт - РИА "Новости". Холм Гиват-Низмит вряд ли обозначен на обычной туристической карте Израиля. Между тем, в эти дни небольшая возвышенность стала важным пунктом в тактических планах Армии обороны Израиля. Именно здесь бронетехника и пехота входят на территорию сектора Газа для участия в антитеррористической операции "Дни покаяния".
Мы, группа журналистов в сопровождении представителей военного командования, прибыв на Гиват-Низмит, вышли из бронированного автобуса с чувством тревоги. Перед нашими глазами - вся зона боевых действий, которые продолжаются уже семь суток. Это одна из самых затяжных операций израильских войск за последние четыре года.
Справа на горизонте виднеются черепичные крыши израильского города Сдерот, на который последнее время чуть ли не ежедневно падали ракеты "Кассам". Немного левее, совсем близко, места, откуда эти самодельные реактивные снаряды взлетают в воздух, - палестинские города Бейт-Ханун, Бейт-Лахия и лагерь беженцев Джебалия.
Стратегический холм и прилегающую к нему местность трудно назвать живописными. Вокруг доминируют три цвета - голубизна неба, оранжевый оттенок мельчайшего песка и хаки, в который окрашены солдатские палатки, формы и боевая техника.
Танки, бронетранспортеры, бульдозеры выстроились в ровную шеренгу. Это "хозяйство" батальона инженерно-боевых сил - есть в израильской армии такой род войск. Их задача - обеспечивать техническую защиту разделительной полосы между сектором Газа и территорией Израиля. Они монтируют заградительные сооружения, очищают местность вдоль дорог от густой растительности и строений, которые могут служить прикрытием для боевиков. В рамках проходящей операции главная задача батальона - ликвидировать возможные площадки для запуска "Кассамов".
По имеющимся данным, в окрестностях Джебалии разрушены уже около 40 домов. Наблюдатели международных организаций утверждают, что немало гражданских лиц остались без крыши над головой. Израильские военные настаивают, что снос построек обеспечивает безопасность войск и не дает палестинским экстремистам возможности незаметно нацеливать ракеты на израильские населенные пункты.
Совсем рядом под грохот мощных двигателей поднялись клубы пыли. Сквозь рыжий туман с трудом удалось разобрать очертания D9, армейского бульдозера четырехметровой высоты с бронированным корпусом, и сопровождающего его танка "Меркава". Машины взяли курс на Джебалию. Легко понять, что по крайней мере на один дом в лагере станет меньше.
Неожиданно среди одетых в защитную форму солдат и офицеров появился человек в гражданской одежде. Заместитель министра обороны Израиля Зеэв Бойм специально прибыл на Гиват-Низмит, чтобы пообщаться с прессой.
Как положено в таких ситуациях, сообщаются итоги первых дней операции. По словам замминистра, по террористическим структурам на севере сектора Газа за семь дней нанесен ощутимый удар. 10 групп боевиков уничтожены в момент подготовки "Кассамов" к запуску, ликвидировано несколько мастерских по производству ракет. Всего убиты 80 палестинцев, большинство из которых - террористы.
Эти данные, уже опубликованные в местных СМИ, опровергает, в частности, правоохранительная организация "Бецелем". Почти половина убитых - безоружные граждане, в том числе дети, утверждают ее активисты. Проверить версии обеих сторон не позволяет боевая обстановка.
Действительно, без жертв среди гражданского населения обойтись не удается, хотя для этого делается все возможное, говорит Бойм. Ситуация осложняется скученностью строений в палестинских населенных пунктах. К тому же боевики прибегают к тактике "живых щитов", пуская перед собой навстречу войскам мальчишек с камнями и бутылками, заявляет замглавы военного ведомства. Однако, сообщает он, в ход пущены самые совершенные разведывательные средства, позволяющие авиации, танковой артиллерии и пехоте наносить точечные удары по скоплениям вооруженных экстремистов и другим целям.
Наше внимание обратили на еле заметный белый шар, висящий в небе над Джебалией. Это аэростат, с которого ведется автоматическое видеонаблюдение за территорией лагеря и передвижением его населения. Нередко над Газой пролетают и беспилотные разведывательные самолеты.
"Должен признать, что, при всех наших усилиях, пресечь ракетные обстрелы на 100% не представляется возможным, - отмечает Бойм. - Примитивные "Кассамы", не имеющие электронной начинки, невозможно засечь ни на земле, ни в воздухе. Но мы должны действовать, так как ни одно суверенное государство не может допустить обстрела ракетами своей территории".
"Вопреки сообщениям в прессе, никаких переговоров с палестинцами о прекращении операции не ведется", - заявил замминистра, отвечая на вопрос РИА "Новости". "Мы сообщили руководству Палестинской автономии свою позицию: операция в секторе Газа продлится неопределенный срок - пока запуски ракет полностью не прекратятся. Однако палестинская администрация во главе с Арафатом отказывается проводить реформы и не в состоянии контролировать ситуацию на своих территориях. Поэтому нам приходится наводить порядок за них", - указал Бойм.
"Сдвиги к лучшему уже налицо. Запуски "Кассамов" сократились до минимума. Мы добиваемся, чтобы террористические группировки во всеуслышание заявили, что прекращают ракетные обстрелы. Только тогда войска покинут Газу, хотя контроль над обстановкой будет вестись и в будущем", - подчеркнул замминистра. Он напомнил, что в соответствии с решением израильского правительства в 2005 году будет осуществлена эвакуация поселенцев и армии из сектора. "Надеемся, что наш уход пройдет тихо и организованно и не будет сопровождаться терактами. Но если атаки на Израиль со стороны боевиков возобновятся, то войска вернутся в Газу для подавления террора", - подчеркнул Бойм.
Пулеметчик бронетранспортера Борис Нишмок родом с Украины. Он согласился поговорить с нами, получив разрешение командира. "Не вижу, каким другим способом можно остановить убийство израильтян. Нам приходится сносить дома, стрелять в ответ, - делится он своими мыслями. - Поверьте, мы не стреляем в гражданское население, как некоторые утверждают. Если есть хоть тень сомнения в том, что перед нами боевики, мы предпочитаем отступить". Борис говорит, что операция очень тяжелая, так как тянется намного дольше, чем привычные для израильской армии рейды. "Но воевать надо. Думаю, все только начинается".