По мнению экспертов антимонопольного ведомства, рост цен на нефтепродукты, который фиксируется с мая 2004 года, связан, прежде всего, с объективными причинами - ростом цен на углеводороды на мировых рынках. При этом "в конце августа (начале сентября) конъюнктура на внутреннем рынке складывалась на фоне рекордно высоких мировых цен на нефть, - отмечают в ФАС. - Так, средняя цена на нефть марки Urals в конце августа-начале сентября составляла $36-38 за баррель".
Вместе с тем, в антимонопольной службе отмечают еще несколько факторов, определяющих динамику цен на нефтяном рынке, рост которых опережает индекс потребительских цен.
Прежде всего, специалисты ФАС отмечают негативное влияние сложившегося в России территориального принципа развития рынка нефтепродуктов. По их мнению, он "фактически привел к возникновению монополий в большинстве регионов страны и разделу рынка по территориальному принципу".
По данным ФАС России, 63% субъектов Российской Федерации находятся в зоне высококонцентрированных рынков нефтепродуктов.
Другой значимой причиной роста цен в антимонопольном ведомстве считают снижение предложения нефтепродуктов. По мнению ФАС, "это обусловлено сокращением их производства в силу более выгодных условий экспорта сырой нефти, а также ростом вывоза их за рубеж".
В письме Артемьева премьер-министру приводятся данные Минпромэнерго России, согласно которым лишь 87% произведенных автомобильных бензинов и 46% дизельного топлива поступило на внутренний рынок.
Еще одним фактором, способствующим росту цен на нефтепродукты, в ФАС считают "сокращение доли малого и среднего бизнеса в этой сфере", в связи с чем снижается общий интерес нефтяного сектора к реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке. Эксперты указывают, что на фоне общего роста нефтедобычи, объемы добычи углеводородов независимыми средними и малыми компаниями сокращаются.
"Такая неблагоприятная динамика сложилась за последние 3 года, в течение которых сокращаются объемы добычи нефти малыми нефтяными компаниями притом, что и рост их количества прекратился", - отмечают в ФАС.
Четвертой причиной подорожания нефтепродуктов называется изменение схемы налогообложения (снижение налога на добавленную стоимость (НДС) на 2% и рост акциза на 12%). Эксперты ФАС напоминают, что в отпускной цене бензинов НДС и акцизы составляют более 40%, а в отпускной цене дизельного топлива - свыше 25%. Анализируя текущее влияние системы косвенных налогов в сфере производства и реализации нефтепродуктов, ФАС России полагает, что применяемый в настоящее время механизм взимания акцизов способствует разделу рынка по территориальному принципу.
"Помимо перечисленных макроэкономических и структурных причин, способствующих искажениям ценовых индикаторов, ФАС России и его территориальные управления сталкиваются с попытками крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний получить необоснованную прибыль за счет необоснованного роста цен посредством монополистической деятельности", - указывается в письме.