"Пока процедура принятия федерального закона о присоединении России к Киотскому протоколу не завершена, пока министерства и ведомства готовят свои предложения, у России есть возможность настаивать на ряде условий, на которых она готова присоединиться к Киотскому протоколу", - заявила эксперт.
Прежде всего, по ее словам, необходимо создать двухуровневую систему торговли квотами, при которой государство получит возможность финансировать экологические программы за счет средств, полученных от продажи квот.
Каширова пояснила, что на первом уровне должно действовать государственное агентство по торговле квотами на выброс парниковых газов. Это должны быть те квоты, которые образовались в результате спада промышленного производства, этот объем квот может быть национализирован.
Тот объем квот, который возникнет в результате введения на предприятиях энергосберегающих технологий, может продаваться самими компаниями на свободном рынке, полагает эксперт.
Кроме того, Каширова считает, что Россия должна настаивать на выкупе гарантированного объема квот в размере не менее 100 миллионов тонн по цене не ниже 40 долларов за тонну. В результате Россия может получить $4,5 миллиардов в год.
Это те средства, которые необходимы России для технологического перевооружения предприятий, инвестиций в промышленность и экологические программы, отметила Каширова.
По ее словам, Россия также может обратиться к европейским странам и Японии с условием выплаты компенсаций на поддержание лесов. Эти компенсационные выплаты могут составлять $1,5-1,7 миллиардов в год. Как заявила Каширова, эти средства должны расходоваться на мероприятия по лесовосстановлению и поддержанию лесного хозяйства подмеждународным контролем и при внешнем аудите.
Каширова считает также, что, вне зависимости от того, на каких условиях будет ратифицирован Киотский протокол, необходимо проработать серьезную юридическую базу. Это касается собственности на квоты, это касается доходов от продажи квот, механизма распределения средств, а также четкого разграничения взаимоотношений между участниками процесса по продаже квот, отметила эксперт.
Пока же "окончательное присоединение к Киотскому протоколу нецелесообразно и преждевременно в связи с тем, что оно не подготовлено ни с юридической, ни с экономической точки зрения", заявила Каширова.
Она полагает, что назрела необходимость разработки нового соглашения вместо Киотского протокола, поскольку условия Киотского протокола устарели.
"Необходим документ, который бы принимал во внимание интересы промышленного развития", - считает Каширова.
Она подчеркнула, что сам механизм Киотского протокола в его нынешнем состоянии остается непрозрачным. Она пояснила, что не проработан механизм расчетов выбросов парниковых газов.
"В этих условиях возможен контроль над экономическим развитием России со стороны наднациональных сил", - отметила Каширова, по мнению которой, важность Киотского протокола сопоставима с Налоговым кодексом.