Как сообщили РИА "Новости" в канцелярии суда, в своем сегодняшнем выступлении Паксас заявил, что не совершал инкриминируемого ему преступления.
Генпрокуратура Литвы обвиняет Паксаса в том, что в разговоре с основным спонсором своей предвыборной кампании и владельцем каунасского предприятия по ремонту вертолетов "Avia Baltika" гражданином России Юрием Борисовым в марте 2003 года он "сознательно дал понять", что его телефонные разговоры прослушиваются.
Обвинение Паксасу строится на одном из телефонных разговоров Юрия Борисова с консультантом расположенного в Зеленограде PR-агентства "Алмах" Анной Затонской, перехваченного сотрудниками литовского департамента госбезопасности.
В частности, Борисов якобы сказал Затонской, что во время последней встречи с Паксасом президент "выложил ему на стол все бумаги" и сообщил, что "все его разговоры прослушиваются".
На основании этих слов прокуратура сделала вывод, что "бумаги" есть ни что иное, как распечатки телефонных разговоров самого Борисова, запись которых велась госбезопасностью в рамках оперативного наблюдения за главой "Avia Baltika".
Это предприятие литовские спецслужбы подозревали в поставке вертолетов "двойного назначения" в страны, которые могут быть связаны с "международным терроризмом" (в частности, в Судан). Тем не менее, все проходившие ранее судебные разбирательства этого факта не установили.
Как заявил Юрий Борисов в этой связи РИА "Новости", его беседа с Затонской "была неправильно истолкована", и ему задолго до указанной встречи с Паксасом "было известно о прослушивании его телефонных разговоров литовской госбезопасностью".
Статья 125-1 УК Литвы гласит, что разглашение лицом информации, составляющей государственную тайну Литовской Республики, в том случае, если в действиях этого лица нет признаков шпионажа, наказывается лишением права занимать определенные должности, или же штрафом, или (в крайнем случае) тюремным заключением сроком до трех лет.
Ранее Конституционный суд Литвы признал экс-президента Паксаса виновным в ряде "грубых нарушений присяги и конституции", в частности, в том, что он "не обеспечил сохранность государственной тайны". 6 апреля 2004 года сейм проголосовал за отставку Паксаса с президентского поста.
Затем Конституционный суд вынес вердикт, запрещающий Паксасу "когда бы то ни было впредь занимать должности, связанные с принесением присяги".