Российский министр считает, что Казахстан действует "абсолютно правильно, открывая новые направления, в том числе и поставки нефти в Китай". "Это абсолютно адекватная, нормальная работа", подчеркнул глава минэнерго России. "Такой гигантский и крайне перспективный рынок, как Китай, безусловно привлекает внимание", - подчеркнул он.
В то же время глава минэнерго России высказался за то, чтобы "наши перспективы по добыче объема (нефти и газа) и направлениям (транспортировки) как можно более на ранней стадии были известны друг другу и согласованы". "Тогда мы будем, с одной стороны, лишены сюрпризов, с другой стороны, - готовы к любым вариантам развития событий", - сказал Христенко.
"Мы сегодня ведем с Казахстаном перспективную работу по нефтяному и газовому балансу, в том числе, и для того, чтобы обеспечить совершенно четкие приоритеты под перспективные проекты развития трубопроводного транспорта", - отметил российский министр.
Во вторник, 28 сентября, в Карагандинской области Казахстна состоится церемония официального открытия стороительства нефтепровода Атасу (Казахстан) - Алашанькоу (Китай).
Для стороительства этого нефтепровода была создана совместная проектная компания ТОО "Казахстанско-Китайский Трубопровод", учредителями которой стали крупнейшая нефтетранспортная компания Казахстана АО "КазТрансОйл" и Китайская Национальная Корпорация по Разведке и Разработке Нефти и Газа с долями участия по 50%.
По проекту, нефтепровод Атасу - Алашанькоу будет построен от нефтеперекачивающей станции Атасу в Карагандинской области (в центре Казахстана) до железнодорожной станции Алашанькоу на территории Китая. Протяженность нефтепровода, по предварительным расчетам, составит 988 километров, диаметр трубы - 813 мм, пропускная способность - 10 миллионов тонн в год на первом этапе, с дальнейшим увеличением до 20 миллионов тонн на втором этапе реализации проекта.
Завершение строительства нефтепровода планируется к концу 2005 года, ввод в эксплуатацию с 2006 года. По расчетам казахстанских специалистов, спрос на нефть у потребителей в западных районах Китая в ближайшие годы превысит предложение, и эта тенденция будет расти. В результате строительства новой магистрали Атасу-Алашанькоу китайская сторона будет получать нефть каспийского региона Казахстана.
"Атасу-Алашанькоу" станет первым экспортным нефтепроводом Казахстана, который позволит республике самостоятельно поставлять углеводороды на мировые рынки.
Железнодорожный узел Алашанкоу уже сейчас стал крупнейшим нефтяным перевалочным пунктом - в августе текущего года через него прошло 150 тысяч тонн нефти, что на 35% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.