Без Северного морского пути Россия вряд ли сможет сохранить свои позиции в Арктике, заявил Чилингаров на заседании Совета "Некоммерческого Партнерства по координации использования Северного морского пути", председатель которого он является.
Заседание Совета прошло во вторник в Мурманске на борту атомного ледокола "Россия". В заседании Совета приняли участие представители российских территорий и предприятий, так или иначе имеющих отношение к Северному морскому пути.
По словам генерального директора Мурманского морского пароходства (ММП) Александра Медведева, на сегодня ММП в круглогодичном режиме обеспечивает на трассах Арктики перевозку порядка 1,5 миллионов тонн грузов в год.
"По Северному морскому пути обеспечивается снабжение Тикси, Певека, портов Колымы, а также других арктических портов и портопунктов, всем необходимым для поддержания их жизнедеятельности", - сказал Медведев.
Он отметил, что наряду с перевозками по Севморпути осуществляется вывоз углеводородного сырья из бассейна Белого моря и месторождений Тимано-Печерской провинции, объем вывоза составляет около 4 миллионов тонн в год.
Чилингаров подчеркнул, что после экономического спада последнего десятилетия потребность в трассах Севморпути вновь возрастает.
"Сейчас у грузоперевозчиков вновь появилась потребность в Северном морском пути и в перспективе, когда начнется разработка углеводородного сырья на Варанде, Приразломном и других арктических месторождениях эта потребность будет увеличиваться", - сказал Чилингаров.
"Нужно понимать, что Арктика и Крайний Север дают и буду давать гигантские поступления в бюджет России", - подчеркнул он.
Вместе с тем, по словам депутата Госдумы, в структуре нового правительства не нашлось места для ведомства, которое смогло бы заняться администрированием Севморпути.
"Необходимо восстановить структуру администрации Северного морского пути, как это было раньше. Это вопрос обороноспособности страны", - подчеркнул Чилингаров.
Он не исключил, что такая структура может быть создана непосредственно в Мурманске, предварительное согласие и обещание поддержки со стороны губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова было получено прямо на заседании Совета.
Отдельное внимание на заседании Совета было уделено необходимости сохранения и развития атомного ледокольного флота, являющегося собственностью государства и находящегося в доверительном управлении Мурманского морского пароходства.
Комментируя результаты проверки Счетной палатой России деятельности ММП по эксплуатации ледокольного флота, в ходе которой Счетная палата выявила ряд нарушений, Чилингаров сказал, что эту ситуацию должен окончательно разъяснить Минтранс.
"У Мурманского морского пароходства есть уникальный опыт в аренде и эксплуатации государственной собственности, в подготовке специалистов ледового класса и эту систему нельзя ломать огульно, иначе мы просто выплеснем с водой ребенка", - сказал Чилингаров.
"Об этом, а также о других обсуждавшихся здесь вопросах, я буду докладывать президенту России", - сказал Чилингаров.
Участники заседания также обсудили сегодняшнее состояние и перспективы развития грузовых перевозок по Северному морскому пути, отметили необходимость скорейшего принятия федерального закона о Северном морском пути, проект которого также обсуждался на заседании.