По его словам, эта схема заключается в том, что нефтедобывающие компании продают углеводороды не напрямую потребителям, а через посреднические структуры. При этом продажная цена занижается и государство недополучает налог на прибыль.
"Сороковая статья Налогового кодекса разрешает снижение цены на 20% и компании используют это", - сказал Пансков.
По его словам, трансфертное ценообразование используется не только в нефтедобывающем секторе. "По нашей информации, такая схема уже используется и в других отраслях, в том числе в черной и цветной металлургии", - сказал аудитор.
Чтобы устранить эту "брешь" в законе, по мнению аудитора, нужно либо законодательно ограничить интервал возможного снижения цены до 5-7%, либо создать рынок нефти в России путем организации биржевых торгов.
"Если рынок нефти создать невозможно, то по крайней мере нужно устанавливать котировки рыночных цен на определенную дату, которые были бы ориентиром для налоговых органов", - считает Пансков. В случае, если производитель будет занижать цену, они смогут начислить налог на прибыль, исходя из рыночной цены, пояснил аудитор.
По словам Панскова, в описанную выше схему вовлечены и власти субъектов РФ, на чьей территории зарегистрированы трейдеры (посредники в продаже нефти). Местные бюджеты получают доходы от налога на прибыль и возвращают часть полученных доходов компаниям в виде дотаций и субвенций.
Здесь уже используется "пробел" в Бюджетном кодексе.
"Согласно статье 80 Бюджетного кодекса, если из бюджета любого уровня выдается инвестиция частному предприятию, то на эту сумму должна быть увеличена доля государства в этом предприятии",- сказал аудитор. Но эта норма не распространяется на субвенции и дотации. "Это опять очередная лазейка", - считает Пансков и предлагает внести в кодекс соответствующие поправки.