Дело было возбуждено по признакам злоупотребления доминированием на рынке сопровождения грузов по железным дорогам.
В ходе обсуждения члены Комиссии пришли к выводу, что ведомственная охрана формально не является объектом естественной монополии, поскольку не включена в реестр естественных монополий Федеральной службы по тарифам (ФСТ).
"По итогам анализа состояния рынка сопровождения грузов при железнодорожных перевозках Комиссия ФАС не установила наличия монопольно высокой цены. Не было доказано и случаев навязывания клиентам невыгодных условий договоров", - отмечается в сообщении антимонопольного ведомства.
Комиссия ФАС пришла к выводу, что повышение стоимости сопровождения грузов было обусловлено прежде всего структурной реформой железнодорожной отрасли. В ведомстве указывают, что до начала реформы железнодорожной отрасли сбор на охрану и сопровождение грузов регулировался Федеральной энергетической комиссией (ФЭК, ныне - ФСТ).
По утверждению представителей ведомственной охраны, которое не было опровергнуто присутствовавшими на заседании Комиссии уполномоченными от ФСТ, затраты на охрану покрывались за счет перекрестного субсидирования внутри отрасли. Однако после выделения нового хозяйствующего субъекта, ОАО "РЖД", субсидирование исчезло, что и привело к росту стоимости услуги по сопровождению и охране грузов на железнодорожном транспорте.
"В ходе слушания дела возник целый ряд вопросов не к ведомственной охране, а к ФЭК и к МПС", - заявил председатель Комиссии, заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. По его словам, с октября 2003 года регулятор тарифов так и не смог определиться, должна ли ведомственная охрана МПС быть включена в реестр.
Голомолзин напомнил, что ранее в реестр естественных монополий были включены государственные унитарные предприятия (ГУПы) - железные дороги, которые, в том числе, оказывали и регулировали услуги по охране грузов.
"Сейчас железные дороги не имеют статуса юридического лица, а ведомственная охрана выделилась из их состава. В результате в реестре естественных монополий отсутствуют и хозяйствующие субъекты, осуществляющие железнодорожные перевозки", - сказал замглавы ФАС.
Голомолзин обратил внимание на то, что в соответствии с Правилами перевозок грузов, утвержденными в 2003 году МПС России, правом сменного сопровождения грузов практически монопольно владеет его ведомственная охрана, в то время как действующее законодательство не содержит подобных ограничений.
"Этот вопрос будет рассмотрен дополнительно, в рамках другого заявления, которое уже поступило от Ассоциации экспедиторов", - сообщил замруководителя антимонопольной службы.