По ее данным, рыночная торговля в Пхеньяне находится на подъеме, особенно на самом крупном в северокорейской столице рынке в районе Наннан, на улице Тхониль, где продают все, начиная от продуктов питания до ширпотреба. Товары повседневного спроса - в основном китайского производства, а также из Японии и даже Южной Кореи.
Хотя продавцы охотно скидывают цены, для населения они все равно высоки. Начальник отдела в Академии общественных наук КНДР 61-летний Ли Ги Сон в интервью "Асахи" сообщил, что его зарплата не превышает 4500 вон в месяц, и он даже не может позволить себе купить пару сапог отечественного производства, которые на рынке стоят 7000 вон.
Там же, на улице Тхониль, цены на пиво "Тэдонган" составляют 400 вон за бутылку, китайские кроссовки - 10 тысяч, ученическая тетрадь - 150 вон, бананы и свинина - по 1000 вон за килограмм, яблоки - 50 вон за килограмм.
По нынешнему обменному курсу в КНДР один доллар достигает 2000 вон, отмечает "Асахи".
Однако не все на рынке в КНДР можно продавать. У входа на рынок в районе улицы Тхониль вывешены таблички со списками запрещенных товаров и ценами на 20 наименований, "потолок" которых строго ограничен. Так, запрещено торговать военным инвентарем, печатной продукцией, орденами и медалями, электроникой. Ограничения в цене распространены, в частности, на рис, который не может стоить более 420 вон за килограмм.
Бывший врач 70-летний Рю Гвон Силь, торгующий на улице Тхониль соевым соусом, в день получает выручку в размере 1000 вон, а иногда покупателей у него нет и вовсе. Однако есть и такие торговцы, которым удается выручить до 10 тысяч вон в день.
Рынок на улице Тхониль открылся в сентябре 2003 года. Торговая площадь составляет 6700 квадратных метров, число торговцев - около 1400.
Поданным администрации рынка, торговец выплачивает 40-60 вон ежедневно за торговое место. Хотя есть ограничения, торговать могут также отдельные заводы и предприятия.
В день рынок посещают от 70 до 100 тысяч человек.
В разных местах северокорейской столицы в глаза бросаются торговые палатки, в которых продают соки и мороженое. "Асахи" объясняет это тем, что после начала радикальных экономических преобразований в июле 2002 года в стране стал укрепляться хозрасчет, и для расширения сети продаж многие рестораны открыли дополнительные торговые точки.
Показательны преобразования в городе Кэсон, который находится всего в 12 километрах к северу от военно-демаркационной линии, отделяющей КНДР от Южной Кореи. Совместно с южнокорейской компанией "Хендэ-Асан" там создается специальная промышленная зона, где предполагается разместить сотни предприятий капиталистов из Республики Корея. Как отмечает "Асахи", в этой промышленной зоне на 30 вакансий водителей заявки подали около 300 человек.
Как сообщил японской газете начальник управления внешних связей города 43-летний Чон Ен Чхоль, привлекательным фактором является высокая зарплата, которая составляет $57,5 в месяц.
В интервью "Асахи" Ли Ги Сон из Академии общественных наук сказал, что преобразования направлены на сокращение потерь и повышение производительности труда, благодаря чему за последние два года люди почувствовали выгоду. В прошлом году объем промышленного производства, по его словам, возрос на 10%.
Говоря о китайской модели социалистической рыночной экономики Ли Ги Сон отметил, что это - вовсе не то, к чему стремится КНДР. Хотя страна не отвергает преобразования и открытие дверей, но категорически против рыночной экономики, которую пытается навязать Запад и США, сказал социолог.