Согласно стратегической программе развития РЖД к 2010 году соотношение количества грузовых вагонов, находящихся в собственности РЖД и других компаний-операторов должно составлять 50% на 50%. В настоящее время в собственности независимых компаний-операторов находится более 25% парка грузовых вагонов.
При увеличении доли вагонов в собственности сторонних организаций суммарный экономический эффект возрастет до 2 миллиардов 816 миллионов рублей.
Сокращение расходов на грузовые перевозки составит 1,7 миллиарда рублей, потенциальные дополнительные капвложения на приобретение новых грузовых вагонов составят 1,4 миллиарда рублей.
В документах отмечается, что в современных условиях вагонное хозяйство требует кардинальных преобразований в системе его управления. В частности, необходимо планомерное обновление вагонного парка и повышение эффективности его использования; разделение функций заказчика и исполнителя при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов; обеспечение равноправного доступа владельцев подвижного состава к инфраструктуре РЖД и на договорной основе к вагоноремонтной базе компании.
Эти цели могут быть достигнуты за счет разделения функций вагонного хозяйства на три группы: закупка грузовых вагонов и сохранность вагонного парка, техническое обслуживание грузовых вагонов, их ремонт, создание структур, ответственных за их реализацию.
Экономический эффект от реформирования вагонного хозяйства выражается, прежде всего, в повышении уровня качества планового ремонта. Это должно способствовать сокращению числа и времени задержек поездов, что позволит не только сократить расходы на перевозки, но и получить дополнительные погрузочные ресурсы без привлечения капвложений. Кроме того, это позволитсократить расходы на грузовые перевозки вследствие более точного распределения между эксплуатацией и ремонтом, отмечается в документах.