Андрей Владимирович, на одном из последних заседаний правительства остро встала тема продолжения реформ в ключевых секторах экономики, в частности, в электроэнергетике. В план реформы электроэнергетики уже были внесены изменения по срокам, а решение по оптовым генерирующим компаниям отложено до конца года. Есть ли риск, что реформа может быть "повернута вспять"?
- Мы не ожидаем подобного. Реформа электроэнергетики находится в такой стадии, когда точка возврата пройдена. Приняты базовые законы, от РАО "ЕЭС" отделились ФСК (Федеральная сетевая компания) и Системный оператор, началась реорганизация АО-энерго. К этому можно добавить, что утвержденный премьером скорректированный план мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2004-2005 годы не предполагает никакого "поворота вспять".
Тем не менее, на повестку дня Совета директоров РАО "ЕЭС" уже не ставится вопрос о продаже ОГК. Речь идет о создании 100-процентной дочке РАО. Что это: отказ от идеи проведения денежных аукционов или некий компромиссный вариант?
- Мы не отказались от идеи спецденежного аукциона, но согласились с тем, что возможен вариант, когда эти компании будут созданы и некоторое время будут существовать в первоначальном виде - как 100-процентные дочки РАО "ЕЭС". После этого будет приниматься решение об их дальнейшей судьбе. Если будет решено продавать компании, тогда спецденежные аукционы станут вновь актуальны. На наш взгляд, эти аукционы наиболее выгодны для государства. Но потенциально это может быть и распределение акций среди акционеров РАО "ЕЭС". Такие решения будут приниматься индивидуально по каждой компании. И 3 сентября на повестку дня РАО вынесен вопрос о создании одной компании - ОГК-5, в которую войдут 100-процентные дочки РАО. Здесь нет никакого движения собственности. А судьба спецденежных аукционов будет зависеть от решения правительства 2 декабря. Поскольку Михаил Фрадков приостановил продажу ОГК специально, чтобы решить этот вопрос на заседании правительства, я думаю, тогда это все и решится. Основным докладчиком по этому вопросу будет Минпромэнерго России. Это Министерство представит плановый доклад о ходе реформы электроэнергетики.
Другой важный инфраструктурный проект - развитие трубопроводной системы России. Эта задача включена в план мероприятий правительства на 2004 года по выполнению задач, поставленных в Послании президента Федеральному собранию. Есть ли у МЭРТ какие-то конкретные предложения на этот счет? Есть ли в правительстве понимание о том, будут ли привлекаться к строительству трубопроводов частные инвестиции?
- Пока четкого понимания нет. "Транснефти" было поручено подготовить несколько вариантов проекта технико-экономического обоснования строительства трубопровода из Западной Сибири в Мурманск. Я думаю, что одним из элементов этого ТЭО должно быть сравнение вариантов строительства - исключительно за счет средств "Транснефти", с привлечением частных инвестиций и исключительно за счет частных инвестиций, а также режим управления этим трубопроводом после строительства. "Транснефть" должна представить эти варианты до конца года. Принципиально я считаю, что у государства достаточно рычагов для управления потоками ресурсов помимо собственности на трубопроводы. Поэтому мы могли бы привлекать частные инвестиции к строительству трубопроводов, но при этом через регулятивный режим защищать интересы государства.
Андрей Владимирович, Вы будете представлять правительство в Госдуме при рассмотрении законопроекта об отмене лицензирования некоторых видов деятельности. Первоначально МЭРТ предлагал почти вдвое сократить список лицензируемых видов деятельности. Однако на заседании правительства ряд министерств не согласились с отменой. Удалось ли согласовать спорные позиции?
- Да, практически по всем спорным вопросам мы договорились. В итоге этот перечень немного сократился: вместо 53 видов деятельности лицензирование предлагается отменить по 49. В итоге лицензирование сохранится только по 74 видам предпринимательской деятельности. В частности, решено сохранить лицензии на производство лекарственных средств, а также на погрузочно-разгрузочные работы в морских и речных портах и на железной дороге, но только в отношении опасных грузов. По договоренности с Министерством сельского хозяйства решено отложить на год - до 2006 года - отмену лицензирования деятельности по развитию племенного животноводства и элитного семеноводства. За это время министерство разработает иные механизмы регулирования. По договоренности с Минпромэнерго, лицензирование производства авиатехники будет отменено после принятия технических регламентов в этой отрасли.
Как идет работа над программой приватизации на этот и следующий год? Будут ли вноситься в нее изменения в связи с тем, что многие из запланированных к продаже пакетов акций вошли в перечень стратегических предприятий?.
- Президент дал правительству поручение подготовить предложения по приватизации тех объектов, которые признаны стратегическими, но включены в программу приватизации 2004 и 2005 года. Правительству предстоит решить, в каком виде эти предложения будут направлены. Это могут быть проекты указов и постановлений по отдельным объектам, по группе или категориям объектов. Хотя, конечно, по крупным пакетам, таким как "Связьинвест", я думаю, будет отдельное решение правительства. Это срочное поручение. Решения будут приняты в ближайшие дни.
Останутся ли в программе приватизации крупные объекты и какие?
- В программу на этот год по-прежнему включены "Магнитогорский металлургический комбинат", "Домодедовские авиалинии" и "Мурманский морской торговый порт", госпакет которого предлагается уменьшить до 12,5%. В план приватизации 2005 года включены "Связьинвест", "Аэрофлот", "Красноярские авиалинии" и "ТрансКредитБанк". По предложению Минсельхоза в программу приватизации на 2005 год включен ФГУП "Росспиртпром".
Намерено ли правительство принимать меры, направленные на снижение цен на металлопродукцию. Будут ли вводиться экспортные пошлины на железнорудное сырье?
- Минэкономразвития совместно с Минпромэнерго и Федеральной антимонопольной службой регулярно рассматривает динамику рынка металлопродукции, в том числе и изменение цен. В начале года произошел резкий рост мировых, а вслед за ним и внутренних цен на металл. Но начавшееся в середине года снижение мировых цен остановило рост цен в России. Эти цены не подлежат государственному регулированию, а определяются соглашением сторон. Государство не имеет законодательного права вмешиваться в отношения самостоятельных хозяйствующих субъектов в части ценообразования. Экспортные пошлины на железную руду были отменены осенью прошлого года из-за убыточности экспорта руды, в целях поддержки отечественных производителей и повышения конкурентоспособности российского сырья на внешних рынках. Повторное введение вывозных пошлин не планируется, так как оно может снизить инвестиционную привлекательность предприятий, занимающихся добычей и обогащением железной руды.
В целях обеспечения стабильного развития металлургического сектора МЭРТ подготовил проект постановления правительства по регулированию экспорта металлолома, в частности, по сокращению мест пересечения лома через таможенную границу. Рассматривается также возможность снижения импортных пошлин на отдельные виды металлопродукции с целью усиления конкуренции на российском рынке. Но это не окажет существенного влияния на ценовую политику отечественных производителей, поскольку сейчас продукции черной металлургии из стран СНГ, а это 75% импорта, ввозится без взимания таможенных пошлин.
Тем не менее, заявки предприятий, заинтересованных в снижении ввозных пошлин на ту или иную продукцию, могут быть рассмотрены в установленном порядке.
Наталия Быркина