Как сообщил российский министр, подготовленное компанией "Транснефть" технико-экономическое обоснование проекта в конце июля передано на техническую и экологическую экспертизу соответствующим государственным органам. Экспертиза проекта может длиться до полугода, но, как добавил Виктор Христенко, может быть осуществлена и быстрее.
"По итогам экспертизы можно будет приступать к обсуждению инвестиционного решения, форм и источников финансирования", - сказал министр промышленности и энергетики.
Виктор Христенко сообщил, что, по предварительным оценкам, максимальные объемы перекачиваемой по трубопроводу нефти составят 80 миллионов тонн, а его стоимость - 14-15 миллиардов долларов. Эти цифры, по словам российского министра, существенно отличаются от цифр проекта двухлетней давности.
"Правда, отличается и сам проект. Изменена не только трасса (она стала чуть длиннее, начинаясь в Тайшете, а не в Ангарске), но и почти в 2 раза выросла мощность трубопровода, ранее рассчитанного на 30 - 50 миллионов тонн", - добавил Виктор Христенко.
Министр также пояснил, что строительство трубопровода будет идти этапами через создание нефтяного терминала в Находке и отсечение участков трубы за счет нефтеналивных эстакад. По словам Виктор Христенко, таким образом можно будет, пройдя от Тайшета определенную часть пути, перевозить нефть по железной дороге.
"С наращиванием трубопровода участки железнодорожных перевозок будут сокращаться", - сказал глава Минпромэнерго.
Говоря о возможных источниках финансирования проекта, Виктор Христенко подчеркнул, что для его реализации будут привлекаться кредитные ресурсы.
"Мы это делать просто обязаны, и это вопросы мы будем обсуждать с нашими японскими, китайскими и иными коллегами", - добавил он.
Кроме того, министр промышленности и энергетики не исключил возможности дополнительного государственного участия в реализации столь масштабного проекта
Возможность строительства ответвления от трубопровода на Китай, по словам Виктора Христенко, по-прежнему существует. Однако, он отметил, что к обсуждению этого вопроса надо переходить на фазе разработки инвестиционного решения.
"Сегодня говорить об этом преждевременно, тем более что предыдущие проектные решения разбились об экологические и технические экспертизы, заставившие изменить маршрут, - заявил российский министр. - С учетом нового проекта точки перехода будут находиться гораздо восточнее, чем ранее предполагалось", - добавил Виктор Христенко.
Впрочем, динамика поставок нефти в Китай, по словам Виктора Христенко, достаточно устойчива и составляет свыше 6 миллионов тонн. По оценкам российского министра, увеличение нефтепотока до 10 миллионов является абсолютно реальным.
"У России есть просто нефть и каким бы образом не разворачивались те или иные корпоративные проблемы, сворачивать добычу нефти мы не будем", - сказал министр.
25 августа в Пекине проходит шестое заседание российско-китайской подкомиссии по сотрудничеству в области энергетики комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая. В его рамках пройдут заседания рабочих групп по нефти, газу и электроэнергетике, а также встреча Виктора Христенко с председателем Государственного комитета КНР по развитию и реформе Ма Каем. По итогам заседания планируется подписать совместный протокол.