С оценкой ситуации по данному вопросу выступил министр транспорта РФ Игорь Левитин в ходе состоявшейся на прошлой неделе рабочей поездки в Калининградскую область. По его мнению, необходимо в приоритетном порядке заняться проблемой Калининграда.
Совместное заявление от 27 апреля предусматривает заключение отдельного соглашения Россия-Евросоюз или Россия-ЕС-Литва о режиме таможенного транзита между Калининградской областью и "материковой" Россией.
"Перевозка внутренних российских грузов не может и не должна регулироваться нормами Евросоюза, в определении которых Россия не участвует и которые могут в любой момент измениться", - подчеркнул Левитин.
В соответствии с Совместным заявлением, ЕС взял на себя обязательство, по которому, "с 1 мая 2004 года в результате упрощения административных процедур административные расходы, связанные с таможенным транзитом, будут ниже, чем до расширения ЕС, и в любом случае будут соответствовать принципам ГАТТ, касающимся пропорциональности и соразмерности с действительными расходами".
В Минтрансе напомнили, что компромиссное решение в отношении транзита российских граждан между двумя частями территории страны было найдено. Европейский союз согласился изменить свои внутренние регламенты и позволить россиянам пересекать территорию Литвы транзитом в Калининград и обратно без виз.
Ситуация с грузовым транзитом складывается не столь благоприятно. "Вопреки неоднократно дававшимся Брюсселем обещаниям и взятым Европейским союзом в Люксембурге обязательствам, условия перевозки внутренних российских грузов между Калининградской областью и остальной территорией России после 1 мая не только не улучшились, но даже ухудшились", - отмечают в Минтрансе.
В частности, усложнилась и подорожала процедура транзита железной дорогой и автомобильным транспортом, на 50% возросла стоимость услуг литовских таможенных брокеров по исполнению транзитной документации. Размеры страховых премий, уплачиваемых по обязательному страхованию автогражданской ответственности, в настоящее время на 30-60% выше, чем было до 1 мая 2004 года.
Кроме того, значительно усложнилась процедура проведения проверок, осуществляемых литовскими службами в отношении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. "Это приводит к простою подвижного состава, нарушениям графика движения поездов и сроков доставки грузов", - говорится в сообщении Минтранса.
В мае невыполнение плана по грузообороту составило 7%. Так, например, средний простой вагонов под операциями досмотра на станции Кибартай в настоящее время достигает подчас трех суток вместо затрачивавшихся ранее пяти часов.
В Минтрансе также отмечают заметное ужесточение правила ветеринарного и фитосанитарного контроля при транзите грузов. Увеличилось число требуемых к предоставлению документов, расширен список товаров, подлежащих контролю. По многим позициям он превышает номенклатуру товаров, в отношении которых осуществляет контроль российская ветеринарная служба. Плата за проведение ветеринарного контроля возросла на 30%.