"Всего для обеспечения запусков космических аппаратов с Байконура на территории Республики Казахстан установлено 50 районов падения общей площадью 46 тысяч квадратных километров. На территории России - 23 района падения общей площадью 49 тысяч. Это Новосибирская, Омская и Томская области, Республики Алтай, Тува и Хакасия, Красноярский и Алтайский края, Ханты-Мансийский автономный округ. На территории Туркмении определен один район падения, используемый по разовому соглашению", - сообщил Полуаршинов.
Он пояснил, что запуски космических аппаратов всегда сопровождаются падением на землю отделяющихся частей ракет-носителей.
"Это отработавшие ступени, головные обтекатели, соединительные отсеки, обеспечивающих выведение ракеты. Размеры и местоположение районов падения этих частей для каждой трассы определяются требованиями к орбитам космических аппаратов, их массой, энергетическими характеристиками ракет и выбираются, по возможности, в местах наименее населенных и с минимальным ведением хозяйственной деятельности", - отметил Полуаршинов.
По его словам, использование районов падения на территории России и иностранных государств осуществляется в соответствии с договорами, заключаемыми ФКА с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся эти районы.
Условиями договоров предусмотрено проведение в районах падения мероприятий по обеспечению безопасности людей, экологическому мониторингу, охране окружающей природной среды при каждом пуске ракеты-носителя.
"Выполнение этих условий и эксплуатация российских районов падения ФКА поручило ФГУП "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры", - уточнил Полуаршинов.
Он не стал скрывать, что у ФКА нередко возникают большие трудности в работе с органами исполнительной власти ряда субъектов РФ в Алтайском крае, Новосибирской и Томской областях, связанные с отказом в выделении участков территории под районы падения.
"Необоснованно выдвигаются различные требования, противоречащие постановлению правительства РФ и сводящиеся, как правило, к аренде и плате за использование земель", - пояснил Полуаршинов.
По его словам, ряд субъектов Российской Федерации требуют также проведения различных медико-генетических, экологических и других обследований населения и своих территорий без обоснования их связи с космической деятельностью.
"Выполнение такого рода требований приведет к неоправданному увеличению затрат и, как следствие, в условиях ограниченного финансирования космической деятельности, к существенному сокращению количества запусков космических аппаратов и свертыванию ряда космических программ, имеющих важное значение для обеспечения обороноспособности страны, ее экономики и выполнения международных обязательств России", - констатировал Полуаршинов.