Как вы можете оценить обстановку в Чечне в целом?
- Обстановка в Чечне в настоящее время стабильно сложная. Нет оснований для беспокойства, что могут повториться события 1996 года (Хасавюртовские соглашения), хотя сегодня в республике на эту тему муссируются различные слухи - я сам выезжал в Шелковской, Наурский, Грозненский районы и проверял информацию, ну это всегда к каким-то датам приурочивается. Вот у нас был неприятный инцидент: позавчера в ночь после 2 часов ночи в Шаройском районе вертолетный десант высадился - девять вертолетов. Забрали сотрудников охраны главы администрации Шаройского района - они были его братья, два брата. Благодаря активному вмешательству Совета безопасности, руководства Регионального оперативного штаба и Обьединенной группировки войск на Северном Кавказе, эти люди сегодня отпущены. Физического насилия к ним не применялось Они официальные люди, у них были удостоверения, документы. Тогда возникает вопрос - насколько пользуется доверием местная администрация?
- Как повлияли на обстановку в Чечне последние события в селении Автуры Шалинского района?
- Последние события в Автурах получили более широкий резонанс. Но это обычная ситуация. Попытки в том или ином районе республики спровоцировать вооруженный конфликт - они имеют место, но меня в этой ситуации больше всего удивляет и тревожит вот что.
Вчера на совещании, которое проводил исполняющий обязанности президента Чечни Сергей Абрамов с участием представителей местных и федеральных силовых структур, а также органов военной прокуратуры прозвучали вот какие фразы. Со слов Рамзана Кадырова, когда начался бой и у них закончились боеприпасы, он обращался к федеральным структурам с просьбой о помощи и перекрыть участки территории, чтобы не дать возможность уйти нападавшим.
На его просьбу никто не откликнулся. Это не первый случай. В прошлом году при нападении на Шатойский ОВД рядом находившаяся комендатура забаррикадировалась и тоже не откликнулась.
Таких случаев в республике было несколько.
По-прежнему в республики продолжаются вооруженные грабежи с использованием бронетехники. Приезжают на "бэтээрах", врываются в дома, забирают, что могут забрать. При этом похищений людей стало меньше - не в таких масштабах, как в прошлые годы, но они продолжают иметь место.
С чем связана активизация боевиков в последнее время?
- Я это связываю с предстоящими выборами. Сепаратисты не хотят, чтобы здесь утвердилась законная власть. Это было и накануне предыдущих выборов. Поэтому объяснения другого здесь никакого нет.
Второй момент. К большому сожалению, у нас есть отдельные российские политики, которые нет-нет с помощью средств массовой информации озвучивают тему переговоров с Масхадовым. Пока такая тема поднимается, она активно муссируется и поддерживается на Западе, с другой стороны у сепаратистов еще теплится надежда. Вот и все.
Много ходило разговоров о том, что Басаев находится за границей, кто-то говорит, что он в Чечне. У Вас есть данные о его местонахождении?
- Чечня по размерам территории - это не Краснодарский край и не Саратовская область. Была бы на то воля, эти вопросы даже бы не возникали. Значит пока кому-то это надо, чтобы они по-прежнему находились на свободе.
А - Хаттаб и подобные ему, - это не те пешки. Надоели - убрали. Значит, эти еще не надоели.
Меня меньше всего эта проблема волнует. Для меня этих людей нет. Меня беспокоят важные проблемы - повседневная жизнь в республики в тех условиях, о которых мы говорим.
Люди приходят - там компенсации проблемы, там с жильем проблемы, трудоустроиться не могут - рабочих мест нет.
Все финансирование федеральной целевой программы свернуто. Уже семь месяцев прошло с начала года - ни одной копейки не выделено. А потом к концу года кусок мяса бросят, и начнется драка за эти деньги, потому, что их надо будет осваивать. Вот что меня волнует.
У нас паводковая ситуация ненормальная - идет затопление населенных пунктов, берега рек обваливаются. Газопровод в Дагестане взорвали - у нас три района сидели без газа - сегодня только обещали все это запустить. А - кто в горах скрывается, на кого они работают - это меня меньше всего волнует.
Подрыв кортежа исполняющего обязанности президента Чеченской республики Сергея Абрамова, это целенаправленная акция?
- Нет, это не целенаправленный теракт против Абрамова, это следствие потери бдительности. Информации о том, что кто-то задержан в связи с этим терактом, пока нет.
В связи с предстоящими выборами президента республики, будут ли предприниматься дополнительные меры безопасности, а также осуществляться подготовительная работа с населением?
- Это вопрос к местной власти в целом. Конечно, с населением будут работать и работают уже. Но дело в том, что в Чечне уже настолько часто идут выборы, и население настолько в данном вопросе подготовлено, что тут проблем нет. Другое дело - проблема создания нормальных условий с точки зрения безопасности для проведения этих выборов, она есть.
Какие планы на ближайшее время у Совета Безопасности Чечни?
- Мы будем готовить совещание по проведению заседания Совбеза, на котором планируем рассмотреть вопросы исполнения нормативных документов, касающихся противодействия похищениям людей, прав граждан и обеспечения безопасности и общественного порядка в республике.
Многие говорят об усилении группировки федеральных сил в Чечне. Что нужно сделать в этом направлении. Имеет ли смысл сократить группировку и сделать ее более мобильной?
- Надо совершенствовать механизмы принятия управленческих решений, координации деятельности всех силовых структур, которые присутствуют в Чечне. Необходимо избавиться от элементов управленческого конфликта, который сегодня наличествует.
Расширять группировку не надо.