Во вторник указом Владимира Путина он был назначен специальным представителем президента РФ по вопросам развития интеграционного сотрудничества с государствами - участницами Содружества независимых государств.
"Как отметил Христенко, назначение его специальным представителем президента России по вопросам развития интеграционного сотрудничества с государствами - участницами СНГ говорит о высоком уровне доверия, которое оказывает президент, назначив его курировать главное направление внешней политики страны", - говорится в пресс-релизе Минпромэнерго, поступившем в РИА "Новости" во вторник.
С 2000 года Христенко являлся представителем правительства России в интеграционных и экономических организациях СНГ. Так, он является членом Группы высокого уровня по формированию ЕЭП; членом организационного комитета ЕврАзЭС; членом Экономического совета СНГ.
Глава Минпромэнерго не раз подчеркивал тезис о том, что разнообразие типов интеграции является несомненным благом для государств. У членов СНГ имеется собственный опыт интеграционных процессов.
Россия и Белоруссия организовали Союзное государство, Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан - ЕврАзЭС; Россия, Украина Белоруссия и Казахстан - государства-участники ЕЭП. Для интеграционных процессов на пространстве СНГ также полезен опыт Европейского союза.
Изначально в документах, подписанных в 1992-1994 годах, прежде всего в договоре о создании Экономического союза стран СНГ, предполагалось, что Содружество будет развиваться по "линейному" сценарию регионального интеграционного объединения: зона свободной торговли, затем таможенный союз, после него экономический и валютный союзы. Однако понимание того, что на текущем этапе невозможно создать общее таможенное пространство в рамках всех стран СНГ, привело в 1995-м году к учреждению Таможенного союза пяти государств Содружества, на базе которого в 2000 году было сформировано ЕврАзЭС. Правильность решения о создании "таможенной пятерки" подтверждается более высокими, по сравнению с другими странами СНГ, темпами развития взаимной торговли. Без СНГ и ЕврАзЭС товарооборот между странами-участницами мог быть значительно ниже.
"Преобладающая часть российского товарооборота со странами Содружества - торговля с Белоруссией, Украиной и Казахстаном, нашими главными партнерами в СНГ. Именно поэтому главы этих государств в феврале прошлого года подписали заявление о формировании ЕЭП, а в сентябре того же года - Концепцию и Соглашение о формировании ЕЭП", - отмечается в пресс-релизе.
Указанные документы предполагают создание условий для свободного перемещения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. По мере завершения унификации законодательных и нормативных актов и выработке единых регламентов стороны будут передавать часть своих национальных полномочий Единому регулирующему органу. В первую очередь, это коснется того, что связано с таможенной политикой: с таможенными тарифами и таможенными правилами и процедурами и с таможенными структурами. А также связывание наднациональным образом условий внутренней конкуренции, политики субсидий, тарифной политики и технического регулирования. Это предполагает наднациональный уровень принятия решений. Таким образом, государства-члены ЕЭП будут застрахованы от односторонних действий.
Единое экономическое пространство основано на следующих основных принципах: свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.