МОСКВА, 6 июл - РИА "Новости". Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам на своем заседании во вторник рекомендовал нижней палате парламента принять во втором чтении поправки к закону "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Как указывается в пояснительной записке к соответствующему законопроекту, поправки направлены на совершенствование правового урегулирования, процедуры предупреждения и осуществления банкротства банков.
Законопроект был принят Госдумой в первом чтении 18 декабря 2002 года и до этого дня депутаты работали над поправками к законопроекту ко второму чтению.
В результате законопроект предлагает существенно переработать нормы закона, регулирующие досудебные процедуры по предупреждению банкротства кредитных организаций. Так, при угрозе банкротства, на банк возлагается обязанность незамедлительно разработать план по ее финансовому оздоровлению и информировать Банк России о возникновении указанных обстоятельств. В свою очередь, Центробанк РФ наделяется правом требовать от кредитной организации проведения в 10-дневный срок заседания Совета директоров для принятия решения об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка.
В целом до дня отзыва лицензии у кредитной организации на осуществление банковских операций осуществляются следующие меры по предупреждению банкротства банка: финансовое оздоровление, назначение временной администрации по управлению банком, реорганизация кредитной организации.
В законопроекте указывается, что со дня получения требования ЦБ РФ об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка, последний не вправе проводить банковские операции, в частности, распределять прибыль между учредителями и выплачивать дивиденды.
После отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций, до дня утверждения конкурсного управляющего или вступления в силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора, в кредитной организации работает временная администрация, назначаемая Центробанком РФ. В состав временной администрации могут входить служащие государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ). Временная администрация имеет право получать от сотрудников и руководства банка необходимую информацию и документы, касающиеся его деятельности, получать беспрепятственный доступ во все помещения банка и при необходимости может опечатывать их. Отказ сотрудников и руководства банка выполнять требования временной администрации влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с федеральным законодательством, указывается в законопроекте.
В документе также указывается, что расходы временной администрации подлежат удовлетворению во внеочередном порядке.
В законопроекте подверглась полной переработке глава 5 "Производство по делу о банкротстве кредитных организаций". В новой редакции этой статьи уточняется процедура обращения в Арбитражный суд о признании кредитной организации банкротом. После решения суда в банке назначается конкурсный управляющий, который действует до даты внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации банка.
В функции конкурсного управляющего входит инвентаризация имущества, привлечение независимых оценщиков для оценки имущества банка, увольнение служащих банка, анализ его финансового состояния и взыскание долгов с третьих лиц - должников банка. Кроме того, конкурсный управляющий ведет реестр требований кредиторов банка и занимается поиском и возвратом имущества банка у третьих лиц.
Сведения о своей деятельности конкурсный управляющий предоставляет Арбитражному суду и комитету кредиторов банка.
В случае игнорирования требований Банка России по проведению процедур финансового оздоровления кредитной организации, в отношении ее руководителей законопроектом предусматриваются меры субсидиарной ответственности. Если устанавливается, что кредитная организация обанкротилась по вине ее учредителя, законопроект предусматривает лишение его права в течение 10 лет покупать акции других банков, составляющие свыше 5% уставного капитала.
Предполагается, что, в случае принятия, поправки к закону "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" должны вступить в силу по истечении трех месяцев со дня их официального опубликования. При этом предполагается, что данные поправки будут применяться в отношении банкротства кредитных организаций, производство по которым возбуждено после их вступления в силу.