Сравнивая ситуацию с правами русскоязычного населения в Латвии и Эстонии, депутат указал на несколько основных отличий во внутренней политике двух стран.
Главным критерием для Косачев является предоставление так называемым "негражданам" права принимать участие в местных выборах. "В Эстонии этот вопрос уже решен, в Латвии же никаких шагов в этом направлении предпринято не было," - отметил Косачев.
Важным различием в политике двух государств он считает ситуацию с реформой русскоязычного образования. "Никто не может отрицать тот факт, что человек, проживающий в определенной стране, должен владеть ее языком. Однако в случае с русскоязычными школами в Латвии речь идет скорее о технической стороне вопроса: не хватает учебников, недостаточное количество преподавателей на латышском языке".
"Кроме того, в Латвии не происходит диалога по этому вопросу между государством и русскими общинами. В этом смысле для России более приемлема позиция Эстонии, в которой данная реформа откладывается до 2007 года и присутствует диалог с русской общиной," - подчеркнул Косачев.
Третьим критерием оценки ситуации депутат назвал проблемы, связанные с ратификацией рамочной конвенции Совета Европы по правам национальных меньшинств.
"В Эстонии ситуация в этом смысле не идеальна, потому что конвенция ратифицирована в ограничительном порядке - исключительно для граждан, то есть не распространяется на 160 тысяч неграждан, проживающих в Эстонии. Однако в Латвии вообще ее не ратифицировали, и несколько месяцев назад сейм в очередной раз ее отклонил", - отметил глава думского комитета.
В то же время, по словам Косачева, отмеченные им различия не следует вопринимать как констатацию полностью благоприятных отношенийс Эстонией, поскольку "продолжает оставаться нерешенным вопрос о военных пенсионерах и все больше появляется опасность "героизации нацизма" в балтийских странах".
В ответ на вопрос о путях решения конфликтной ситуации с Латвией, Косачев сообщил, что никаких санкций Россия вводить не планирует. "Я противник экономических санкций. Я считаю контрпродуктивным обсуждать такую перспективу. Наша цель - на всех возможных уровнях ставить эти вопросы: в контактах с Советом Европы, ПАСЕ, ОБСЕ," - подчеркнул Косачев.