МОСКВА, 30 июня / ОБОЗРЕВАТЕЛЬ РИА "НОВОСТИ" Виктор Литовкин /. Американские военные потрясли Москву своими признаниями, растиражированными СМИ, что самолеты российского производства гораздо лучше, чем сделанные в США. В чем причина столь лестных для Москвы признаний?
Началось все с публикации в "USA Today" интервью с американским генералом
Халом Хомбургом. Он рассказал об успехах индийских ВВС, которые добились
оглушительного успеха в учебных воздушных боях против американских самолетов
F-15C/D "Eagle". Индийцы "воевали" на многофункциональных истребителях Су-30МКИ
российского производства и выиграли почти 90% всех воздушных боев.
"Мы не
настолько обогнали весь остальной мир, как нам хотелось бы думать, - приводит
газета слова генерала, возглавляющего службу Air Combat Command ВВС США, - F-15
является основным нашим самолетом для завоевания господства в воздухе, и поэтому
неожиданные победы индийцев на русских самолетах стали по-настоящему
"отрезвляющим душем" для многих чинов ВВС".
Потом о "победе русских" рассказал бюллетень ВВС США "Inside Air Force". Он привел еще более шокирующие для американцев данные. Оказалось, что против F-15C/D "Eagle" "сражались" не только Су-30МКИ, но и МиГ-27, МиГ-29 и даже "старенькие" МиГ-21 "Бизон", которые тоже показали себя выше всяких похвал. Они победили не только американских "Орлов", но и французские "Mirage-2000". Американский сайт "Washington ProFile" назвал успех русских машин "полным сюрпризом" для американских летчиков.
У российских военных специалистов и авиационных конструкторов победы
отечественных боевых машин над американскими F-15 удивления не вызвали.
Генеральный конструктор ОКБ "Сухой" Михаил Симонов не раз рассказывал, в том
числе и военному обозревателю РИА "Новости", что истребитель Су-27 "Flanker",
как его называют в НАТО и дальнейшим развитием которого как раз и является
"индийский" Су-30МКИ, специально создавался в восьмидесятых годах прошлого
столетия именно для борьбы с F-15 "Eagle". И в его тактико-технические
характеристики заранее были заложены боевые преимущества перед соперником. И в
том, что истребители этого класса соответствуют своему предназначению, ничего
нового для экспертов нет.
Другое стало сюрпризом - официальное и публичное
признание этого факта высокими американскими военными чинами. И более
того, удивило то, что это признание опоздало на четыре месяца.
Воздушные учебные бои между индийскими Су-30МКИ и американскими F-15C/D "Eagle" проходили еще в феврале на базе ВВС США в Элмендорфе (штат Аляска). В то время о победе русских самолетов (они выиграли три "сражения" из четырех) почему-то никто не стал распространяться. Как и о многих других подобных фактах.
Впервые российские истребители выиграли учебные воздушные бои у американцев еще в начале девяностых годов, когда отечественные "Су" и "МиГи" только начали принимать участие в международных авиационных выставках и аэрошоу за рубежом. Тогда несколько истребителей Су-27 под руководством известного теперь всему миру (с ним летал в Чечню на "спарке" - учебно-боевой машине президент Владимир Путин) начальника Липецкого Центра переподготовки летчиков ВВС России генерал-майора Александра Харчевского прилетели в Канаду, чтобы продемонстрировать возможности российских боевых самолетов.
На борту российских и американских самолетов не было боевых ракет и снарядов, - их заменила кинопленка, заряженная в фотопушки. И какое же разочарование постигло американских пилотов, когда она была проявлена. "Следов" от российских Су-27 на их пленках практически не было. А на российской - F-15 красовались во всех видах - "вид сзади", "вид сбоку", "вид сверху", то есть все самые уязвимые для ракет и снарядов плоскости самолета были там видны.
Источник такого успеха отечественных истребителей, конечно, заключался не в "скорострельности" бортовой киноаппаратуры, - а в высоких маневренных качествах Су-27 и их тяговооруженности. С этими непревзойденными боевыми возможностями наших машин сегодня знаком весь летающий мир - "кобру Пугачева", как и другие уникальные фигуры высшего пилотажа, не способны сделать никакие другие самолеты, кроме российских. Не только с маркой "Су", но и "МиГ".
Пока F-15, как, впрочем, и их "сородичи" F-16 и F-18, разворачиваются на цель, "зацепив" своими крыльями полнеба, российские самолеты крутятся вокруг своего хвоста и, чуть добавив форсажа, легко оказываются то сзади "игла", то в его боковой плоскости, то над ним. С такой позиции без промаха нанести "смертельный удар" очень просто.
После Канады в середине девяностых аналогичные воздушные бои были
организованы для российских МиГ-29 в Южной Африке. Там против них "сражались"
уже не F-15C/D "Eagle", а французские "Mirage-2000". Однако результат оказался
тем же.
"Если наш самолет подошел к противнику на дистанцию прямого
выстрела, - утверждает главный конструктор-директор программы МиГ-29 и его
модификаций Аркадий Слободской, - то можно считать: враг уничтожен. Для этого
достаточно всего 5-6 пушечных очередей".
Американцы хорошо осведомлены об этих боевых качествах российских боевых машин. Они даже закупили у Молдовы, когда она, как и другие бывшие республики СССР, стала независимой, эскадрилью МиГ-29К, что дислоцировалась на военном аэродроме под Кишиневом. Отремонтировали их с помощью немецких специалистов, которым МиГ-29 достались от армии ГДР, и теперь во всю используют для тренировок своих пилотов, учат их сражаться и побеждать "русские истребители", которых в разных странах мира больше семи тысяч "штук". Только в Индии, по данным британского The Military Balance, свыше пятисот. И нет ничего удивительного, что индийские пилоты, несмотря на усиленные тренировки американских летчиков, все-таки достаточно легко их побеждают в воздушных боях. Уникальная боевая техника, помноженная на мастерство пилотов, делает свое дело.
Но с другой стороны, и это тоже отмечают в разговоре с журналистами специалисты, американские летчики давно не встречались в реальных воздушных боях с серьезным противником. Не считать же такими бои конца девяностых годов над Балканами, где ВВС США брали не столько качеством, сколько массированным количеством. Тоже самое можно сказать и о первой и второй иракских кампаниях, где воздушного противостояния просто не существовало, как такового. Где набраться боевого опыта? Только в учебных сражениях.
"Воевать" с российскими пилотами не позволяет застарелая армейская психология, - вдруг опять проиграют, попробуй тогда докажи пилоту, что он может и обязательно должен побеждать "бывшего вероятного противника". С индийцами такой проблемы нет. Ну, проиграли и проиграли, значит, плохо тренировались.
Но зачем же американцам трубить о собственных промахах на весь мир? Такое в армейской среде не принято. Ни у них, ни, кстати, у нас.
Объяснение подобной откровенности американских генералов найди достаточно легко, если вспомнить, почему о событиях февраля они вдруг начали говорить в июне. Просто в это время в конгрессе США обсуждаются ассигнования на оборону на будущий финансовый год.