Первый внеплановый выход, начатый в ночь с 24 на 25 июня продолжался всего 10 минут, и был преждевременно прекращен из-за резкого падения давления кислорода в скафандре американского бортинженера Майкла Финка. Впоследствии оказалось, что Финк не до конца довернул ручку инжектора (встроенного насоса, подающего кислород из бака в скафандр), вследствие чего в его скафандре резко упало давление, и экипажу пришлось срочно возвращаться на борт.
За время работы за бортом станции Геннадию Падалке и Майклу Финку удалось заменить блок дистанционного управления электропитанием американского силового гироскопа, для чего на американском сегменте станции на короткое время даже пришлось отключать электричество.
Как уточнили РИА "Новости" в ЦУПе, изначально программой полета экипажа девятой длительной экспедиции на МКС - Геннадия Падалки и Майкла Финка - было запланировано два штатных выхода в открытый космос: в конце июля и в конце августа. Сроки этих выходов пришлось скорректировать.
Как сообщили РИА "Новости" в РКК "Энергия", в настоящее время ориентация МКС поддерживается тремя работоспособными гироскопами из четырех, установленных на станции, и российскими реактивными микродвигателями. Восстановление работоспособности гироскопа номер два было крайне необходимо для повышения уровня резервирования в управлении ориентацией МКС.
Первоначально выход в открытый космос по восстановлению работоспособности гироскопа номер два предполагалось провести 10 июня в американских скафандрах EMU. Под эту дату планировались все подготовительные мероприятия для экипажа и наземных служб. Но в процессе подготовки обнаружилось, что в одном из скафандров не работает система охлаждения. В соответствии с предложением американской стороны выход проводился в российских скафандрах"Орлан М". Это потребовало пересмотра графика подготовки и циклограммы работы в открытом космосе, поскольку экипажу пришлось идти к гироскопам не из американского, а из российского сегмента станции. Соответственно была перенесена и дата выхода - на 16 июня.
Американские врачи считали оптимальной датой выхода 28 июня, так как при этом график переноса сна и работы экипажа согласуется с циркадными ритмами организма космонавта. Нарушение циркадных ритмов, по их мнению, приводит к снижению эффективности работы человека.
Российские врачи не считают влияние этих биологических факторов столь существенным. Традиционно в российской космонавтике определяющим условием для выбора даты и времени работы в открытом космосе является наличие максимальных зон радиосвязи через российские наземные пункты, что позволяет вести полноценный контроль деятельности космонавтов и их самочувствия. Это условие невозможно было обеспечить при выходе 28 июня.
По просьбе американской стороны объединенные группы российских и американских специалистов провели детальный анализ по выбору новой даты дополнительного выхода в открытый космос экипажа МКС. В результате совместного обсуждения требований обеих сторон было принято компромиссное решение о проведении выхода в ночь с 24-го на 25 июня по московскому времени, который пришлось преждевременно прекратить через 10 минут из-за оплошности Майкла Финка.
Таким образом, 1 июля успешно удалось закончить затянувшуюся эпопею с ремонтом американского гироскопа номер два.