Проведение каких мероприятий предполагается в этом году по линии АСЕАН? Какое значение придают им в Москве?
- 1-2
июля в Джакарте состоятся очередные постминистерские конференции АСЕАН с
партнерами по диалогу в форматах "10 + 10" и
"10 + 1", включая диалоговую
встречу Россия-АСЕАН, и 11-я сессия Регионального форума АСЕАН /АРФ/ по вопросам
безопасности.
В России придают
важное значение этим ежегодным мероприятиям, в которых впервые примет участие
Сергей Лавров в качестве главы российской делегации. Рассматриваем их как
уникальный на сегодня механизм общерегионального масштаба по обсуждению наиболее
актуальных проблем и выработке согласованных ответов на вызовы
современности.
Что ожидает российская сторона от предстоящих в Джакарте встреч и от развития взаимодействия с АСЕАН в целом?
- Углубление сотрудничества с АСЕАН неизменно остается в числе приоритетных направлений азиатской политики России. Видим в Ассоциации один из основных полюсов влияния в АТР, "ядро" региональных интеграционных процессов, своеобразное поле притяжения как для азиатских, так и для внерегиональных государств.
Министерская встреча Россия-АСЕАН, венчающая целую серию
состоявшихся в этом году диалоговых мероприятий, будет иметь особое значение с
точки зрения развития наших партнерских связей с Ассоциацией, которым
исполняется 10 лет. Их потенциал, накопленный за прошедшие годы, объективно
ставит в повестку дня перспективу выведения российско-асеановского диалога на
высший уровень. Это дало бы мощный импульс дальнейшему интенсивному развитию
наших связей во всех областях.
Видим во взаимодействии с асеановской
"десяткой" значительный потенциал с точки зрения формирования в регионе новой
системы политических и экономических отношений. Полагаем, что прочную основу для
этого создает Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии /Балийский
договор/ 1976 года. Идя навстречу неоднократным обращениям асеановской стороны,
Россия в прошлом году официально выразила готовность присоединиться к этому
основополагающему региональному правовому акту и в настоящее время завершает все
необходимые для этого внутригосударственные процедуры.
В ходе постминистерской конференции "АСЕАН + 10" российская сторона примет участие в обсуждении вопросов взаимодействия Ассоциации с партнерами по диалогу в политической и экономической сферах. В числе основных тем предстоящей встречи - планы создания триединого сообщества АСЕАН, охватывающего сферы безопасности, экономики и социально-культурную область, роль диалоговых партнеров Ассоциации, включая Россию, в решении этой стратегической задачи, перспективы их подключения к реализации программ региональной интеграции и развития стран АСЕАН, в том числе, с учетом решений "большой восьмерки".
Ключевую роль отводим
предстоящей сессии Форума в плане укрепления и универсализации режимов
нераспространения ОМУ и экспортного контроля. Важно, чтобы региональные усилия
на этом направлении предпринимались в строгом соответствии с нормами
международного права, вписывались в рамки недавней резолюции 1540 СБ
ООН.
Российская сторона намерена
проводить линию на то, чтобы любые решения по реформе АРФ, его адаптации к новым
задачам были сбалансированными, отвечали интересам всех участников, основывались
на сохранении базовых принципов консенсуса, добровольности и ведущей роли АСЕАН
в работе Форума. Надеемся, что предстоящее присоединение Пакистана к АРФ окажет
позитивное воздействие на ситуацию в Южной Азии.
Важным направлением продвижения процесса АРФ считаем развитие диалога представителей оборонных ведомств, который становится все более насыщенным. Приветствуем предстоящий запуск нового механизма Форума - Конференции по политике в сфере безопасности, которая призвана стать ключевой в плане повышения роли и эффективности военного компонента АРФ.
Россия как член Шанхайской организации сотрудничества намерена использовать джакартские мероприятия для того, чтобы способствовать налаживанию взаимовыгодных контактов между ШОС и Ассоциацией. Взаимодействие ШОС-АСЕАН может стать системообразующим фактором стабильности и безопасности в АТР. Имеется в виду привлечь внимание к принятой на недавнем саммите этой Организации в столице Узбекистана Ташкентской декларации, в которой ставится вопрос о формировании партнерской сети многосторонних объединений АТР.
Ожидается, что в ходе мероприятий в Джакарте Сергей Лавров проведет ряд двусторонних встреч с министрами иностранных дел государств региона в целях обсуждения актуальных международных проблем и вопросов отношений России с этими странами.
Какие темы повестки дня предстоящих мероприятий являются, на Ваш взгляд, наиболее значимыми?
- Считаем оправданным, что в Джакарте главный акцент будет сделан на вопросах противодействия международному терроризму. Видим в этом разворот стран АТР в сторону совместных практических действий, наращивания участия в глобальной борьбе с новыми угрозами. Наша страна готова и в дальнейшем самым активным образом содействовать данной деятельности. В этом плане принципиальное значение отводим запланированному подписанию в Джакарте российско-асеановской Совместной декларации по борьбе с терроризмом, что по сути означает открытие нового направления в сотрудничестве с Ассоциацией.
Полагаем, что подготовленный нами вместе с филиппинскими коллегами итоговый документ - Заявление по борьбе с международным терроризмом на транспорте, который предстоит принять на нынешней сессии Форума, - станет правовой базой адекватного и оперативного реагирования стран АТР на террористический вызов.
Рассчитываем, что на джакартских мероприятиях состоится откровенный и конструктивный обмен мнениями по ключевым аспектам международной и региональной ситуации, включая обстановку в Ираке и проблему ближневосточного урегулирования. Намерены в этой связи обсудить с партнерами пути и методы укрепления центральной роли ООН и соблюдения общепринятых норм международного права при разрешении конфликтов.
Заметное место в дискуссии займет и ядерная проблема КНДР. Для нас неприемлемы как ее силовое решение, так и перспектива нуклеаризации Корейского полуострова. В свою очередь, участие в мероприятиях министров иностранных дел основных заинтересованных стран позволяет рассчитывать на конструктивное обсуждение этого вопроса, что должно способствовать обеспечению благоприятной региональной атмосферы для продолжения шестистороннего переговорного процесса.