Интервью и.о. постоянного представителя Российской Федерации при ООН Александра Конузина о председательстве РФ в Контртеррористическом комитете Совета Безопасности
В соответствии с недавним решением Совета Безопасности ООН
Российская Федерация возглавила один из вспомогательных органов СБ -
Контртеррористический комитет - на период до начала 2005 года. Как Вы могли бы
прокомментировать данное решение, насколько оно отвечает практическим задачам
борьбы с международным терроризмом в рамках проводимого Россией
внешнеполитического курса?
- Хотел бы отметить, что для России,
одной из первых столкнувшейся с угрозой международного терроризма, поиск решения
этой глобальной проблемы неизменно связывался с задачей создания эффективных
механизмов многостороннего сотрудничества на основе международного права.
Стратегический характер такого выбора был еще раз подтвержден в ежегодном
Послании президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина
Федеральному Собранию. Именно такой подход предопределил активную и
последовательную позицию России на всех этапах создания и развития широкой
международной коалиции, главным связующим центром которой мы рассматриваем ООН и
ее Совет Безопасности. В этом русле строилась и строится наша работа на
ооновском направлении, на это нацелена наша инициатива по формированию
глобальной системы эффективного противодействия международному терроризму и
связанными с ним новыми вызовами и угрозами.
Решение об избрании России
председателем Контртеррористического комитета СБ ООН мы воспринимаем как еще
одно свидетельство признания авторитета и опыта нашей страны в решении ключевых
проблем обеспечения международной безопасности, высокой оценки ее реального
вклада в укрепление соответствующих механизмов ООН, включая и деятельность
Контртеррористического комитета.
КТК остается важнейшим инструментом в
объединении и координации международных усилий по борьбе с угрозой терроризма, в
решении задач, определенных известной резолюцией 1373 СБ ООН. Поэтому для нас
председательство в Комитете - это вопрос и высокого доверия и большой
ответственности. На этап российского председательства приходится решающая фаза
работы по реформированию организационной структуры Комитета, нацеленной на
повышение эффективности его деятельности, адаптации к новым требованиям борьбы с
терроризмом.
В чем Вы видите конкретную роль и место КТК в осуществлении задач
международной антитеррористической стратегии? Каковы реальные достижения
Контртеррористического комитета? Какие приоритеты в деятельности КТК намерено
определить для себя российское председательство?
- Хотел бы
напомнить, что КТК был учрежден в соответствии с уже упомянутой резолюцией 1373
СБ ООН, принятой вскоре после сентябрьской 2001 года трагедии в США. Если
попытаться кратко проанализировать тот путь, который Комитет прошел за неполные
три года своего существования, следует выделить, пожалуй, несколько
моментов.
Во-первых, благодаря конструктивному характеру, открытости и
взаимопониманию, которыми отмечена работа КТК со всеми странами-членами ООН,
Комитет способствовал сохранению единства и обеспечению эффективности
международной антитеррористической коалиции.
Во-вторых, Комитетом была
создана система мониторинга антитеррористической деятельности государств,
основанная на изучении и оценке предоставляемых на регулярной основе докладов,
что позволило выявлять недостатки и пробелы, и вырабатывать соответствующие
рекомендации. За все время Комитет получил около 500 докладов, большая часть
которых изучена и обработана. Это послужило основой постоянного двустороннего
"диалога" КТК с государствами-членами ООН по ключевым аспектам
антитеррора.
Кроме того, КТК сыграл важную роль в стимулировании процесса
универсализации 12 антитеррористических конвенций. На этом направлении в
последнее время заметна позитивная динамика. Только за последний квартал 2003
года Конвенцию о борьбе с финансированием терроризма и Конвенцию о борьбе с
захватом заложников ратифицировали 13 государств, Конвенцию о борьбе с бомбовым
терроризмом - 14 государств, предпринимаются усилия для выправления
регионального дисбаланса этого процесса, "подтягивания" к участию в конвенциях
стран Западной Азии, Африки.
И наконец, Комитет наладил систему координации
всестороннего технического содействия странам в деле осуществления положений
резолюции 1373, предпринял важные шаги по развитию сотрудничества с
международными, региональными и субрегиональными организациями для
скоординированного противодействия террористической угрозе.
Все эти
впечатляющие, достигнутые в предельно короткие сроки достижения, едва ли бы были
возможны без энергичного, нацеленного руководства и того огромного творческого
вклада, который внесли в работу Комитета его первый Председатель Дж.Гринсток
(Великобритания) и возглавлявший до последнего времени КТК И.Ариас (Испания). Во
многом благодаря их усилиям были созданы сначала организационные основы
деятельности Комитета, а затем развернута важная работа по адаптации его
деятельности к новым задачам и требованиям борьбы с террористической
угрозой.
Мы высоко оцениваем проделанную нашими предшественниками работу и,
принимая эстафету председательства в КТК, намерены укреплять заложенные ими
традиции творческой, согласованной и конструктивной работы.
Что же касается
приоритетов нашего председательства в КТК, то они определяются задачами
проведения структурной реорганизации Комитета, укрепления его экспертного и
организационного потенциала, зафиксированными в резолюции 1535 СБ ООН, принятой
26 марта с.г. В этой связи на первый план вдвигается задача скорейшего запуска
работы учрежденного в соответствии с данной резолюцией вспомогательного органа -
Контртеррористического исполнительного директората (КТИД). Российское
председательство настроено на тесное и слаженное взаимодействие с послом
Х.Рупересом (Испания), недавно назначенным на пост Исполнительного директора
КТИД. Рассчитываем, что Директорат станет важным инструментом эффективной
поддержки КТК по выполнению задач, определяемых Советом Безопасности.
Прежде
всего, речь идет о тесной увязке двух ключевых направлений деятельности КТК на
новом этапе: повышении эффективности системы оказания технического содействия и
укрепления сотрудничества с международными региональными организациями. По сути,
задача заключается не просто в активизации роли этих организаций по
осуществлению программ технической помощи, но в создании принципиально новых
форм и методов задействования потенциала региональных организаций на каждом
этапе этого процесса - от сбора информации о нуждах отдельных государств и
адресной мобилизации средств доноров до проверки эффективности практической
реализации этих программ.
Основной акцент будет сделан на совершенствование
механизмов информационного обеспечения и обмена, а также на такие новые формы
работы как организация совместных выездных миссий в государства, разумеется, с
их согласия, для сбора информации о конкретных нуждах стран, эффективности уже
предоставленной им помощи.
Говоря о сотрудничестве КТК с международными
региональными организациями и структурами, не могу не отметить примечательный
факт. В рамках первого заседания КТК, которое прошло под председательством
России 27 мая, был заслушан брифинг руководителя Антитеррористического центра
СНГ Б.А.Мыльникова Считаем, что развитие контактов КТК с такого рода
организациями, полностью отвечает задачам его работы на новом этапе и будем
содействовать их дальнейшему развитию.
Борьба с международным терроризмом все больше выдвигается как
многоплановая комплексная проблема международной безопасности, затрагивая прямо
или косвенно самые различные сферы деятельности ООН? Какое это находит отражение
в работе КТК, в процессе проводимой реформы Комитета?
- Совершенно
очевидно, что сегодня на международный терроризм и организацию противодействия
этой угрозе необходимо смотреть широко. Кстати, положение о необходимости
комплексного подхода к борьбе с терроризмом, учитывающего его связь с незаконным
оборотом наркотиков, оружия, другими формами организованной преступности, было
включено в подготовленный КТК в ноябре 2003 года аналитический доклад о
проблемах и трудностях в работе Комитета.
Оставаясь главным координационным
центром по выработке и реализации международной антитеррористической стратегии,
КТК в рамках своего мандата, определенного резолюцией 1373 СБ ООН, в своей
работе должен уделить необходимое внимание налаживанию эффективного
взаимодействия с различными институтами и структурами ООН, к компетенции которых
относятся те или иные аспекты антитеррора.
Думаю, что в первую очередь это
относится к рабочим контактам между КТК и санкционным Комитетом Совета
Безопасности, учрежденным резолюцией 1267 (1999) по "Аль-Каиде" и движению
"Талибан" и связанным с ними лицам и организациям, а также с формируемым в
соответствии с резолюцией 1540 СБ ООН Комитетом по вопросам предотвращения
распространения оружия массового уничтожения, в т.ч. в контексте
террористической угрозы.
На новом этапе работы КТК острее ощущается
необходимость в расширении информационного обмена и контактов с Управлением ООН
по наркотикам и преступности, Управлением Верховного комиссара по правам
человека и другими институтами ООН. Еще раз подчеркну, это не должно ни в коей
мере размывать согласованный мандат и процедуры деятельности КТК, вносить в его
работу ненужные элементы дублирования и дезорганизации.
Очевидно, что реформа
КТК становится важным условием и показателем перестройки механизмов
антитеррористического сотрудничества под эгидой ООН, значительно расширяя ее
возможности по эффективному и оперативному реагированию на одну из самых острых
угроз миру и международной безопасности.