Рейтинг@Mail.ru
Первое в истории российского автопрома конструкторское бюро готовится отметить 75-летие - РИА Новости, 06.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

Первое в истории российского автопрома конструкторское бюро готовится отметить 75-летие

Читать ria.ru в
НИЖНИЙ НОВГОРОД, 23 июн - РИА "Новости" - Приволжье, Жанна Воронова. Горьковский автомобильный завод готовится отметить 75-летие со дня основания своего управления конструкторских и экспериментальных работ, которое по праву можно считать первым в истории российского автопрома.

В июле 1929 года ровно через три месяца после принятия президиумом ВСНХ СССР решения о строительстве автозавода в Нижнем Новгороде при Управлении Автостроя было создано первое структурное подразделение будущего "ГАЗа" - его техническое бюро. В 1939 году бюро превратилось в конструкторско-экспериментальный отдел, а в 1977 году - в Управление конструкторских и экспериментальных работ (УКЭР). Сначала конструкторы переводили документацию "фордов", а потом началось проектирование собственных машин. За все время своей работы УКЭР разработал пять поколений грузовых автомобилей и шесть легковых.

Накануне своего праздника конструкторы поделились своими воспоминаниями. Бывший заместитель главного конструктора автозавода Владимир Носаков рассказал РИА "Новости" историю легендарной "Чайки" (ГАЗ-14), ведущим конструктором которой он был. Так, по его словам, "Чайку" с порядковым номером "1", подаренную в декабре 1976 года на 70-летие Леониду Ильичу Брежневу, пришлось окрашивать дважды. По словам конструктора, когда встал вопрос о цвете подарка, то для наглядности из Москвы прислали авторучку. Она была темно-вишневого цвета. "Мы подобрали цвет, покрасили автомобиль и показали его. А потом пришлось перекрашивать, так как приемщикам показалось, что машина оказалась светлее ожидаемого", - сказал Носаков.

Он также отметил, что у этой "Чайки" была другая панель приборов. В отличие от прежних "газовских" моделей, в этом случае датчики были не утоплены, а выведены на поверхность панели - чтобы Брежневу, слывущему заядлым автолюбителем, было хорошо видно, с какой скоростью идет автомобиль.

По словам конструктора, во время борьбы с привилегиями, неоднократными попытками пересадить всех чиновников на "Волги" темно-вишневая "Чайка" оказалась в гараже Калининской областной администрации (сейчас Тверская область). Владимир Носаков говорит, что тогда она ездила по дорогам провинции под номером 0001 КАЛ. Дальнейшая судьба автомобиля конструктору неизвестна.

С этой машиной связан еще один занимательный эпизод. Его рассказал бывший главный конструктор ОАО "ГАЗ" Юрий Кудрявцев. Однажды машину перегоняли на плановый ремонт на "ГАЗ". Водителю, которому было доверено это дело, теща наказала купить в Москве сантехнику. Выполнив наказ, он, не долго думая, положил покупку на заднее сиденье автомобиля. По словам Кудрявцева, по дороге "Чайку" остановил госавтоинспектор, заметивший, что в машине нет хозяина, и попросил подвезти. Разумеется, он увидел предмет, лежащий сзади. После этого появилась байка о том, что машина генсека оборудована персональным унитазом.

Серийный выпуск "Чаек" начался в октябре 1977 года. По словам ведущего конструктора этого автомобиля Владимира Носакова, название "Чайка" появилось само собой, и оно очень подходило машине. "Возможно, на выбор названия повлияло то, что город стоит на великой реке Волга и здесь много этих красивых птиц. Кроме того, сам автомобиль и по своим техническим показателям, и по экстерьеру сравнивали с образом летящей птицы", - пояснил он.

На ГАЗ-14 ставился V-образный 8-цилиндровый 220-сильный двигатель, позволявший развивать скорость до 175 км/час. Автомобиль разгонялся до 100 км/час за 15 секунд. 7-местный автомобиль получил автоматическую коробку передач, усилители руля и тормозов, кондиционер. Именно на этой модели впервые в СССР появились дисковые тормоза, гидротолкатели клапанов двигателя, бесшкворневая передняя подвеска, фароочистители, замки дверей с электромагнитной блокировкой, закрытая система охлаждения с антифризом и электровентилятором радиатора, тормозная система с двумя ступенями усиления в гидроприводе, энергопоглощающие панели обивки кузова из пенополиуретана, электрообогрев заднего стекла. Автомобиль был оснащен электростеклоподъемниками, ремнями безопасности с инерционными катушками, стереофоническим радиоприемником высшего класса с магнитофонной приставкой и дополнительным пультом управления в заднем пассажирском помещении. Все автомобили красили только в черный цвет.

Производство "Чаек" прекратилось в 1988 году. Всего за 11 лет на "ГАЗе" было собрано тысяча 114 машин ГАЗ-14.

"Все жалеют, что сняли "Чайку" с производства. Через полгода после того, как была разрушена вся технологическая оснастка, рабочая документация, сборочные линии, кузовные штампы, одумались. Да было поздно", - сказал бывший главный конструктор ОАО "ГАЗ" Юрий Кудрявцев.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала