Рейтинг@Mail.ru
Пресс-конференция уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Владимира Лукина в РИА "Новости" - РИА Новости, 06.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пресс-конференция уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Владимира Лукина в РИА "Новости"

Читать ria.ru в

ВЕДУЩИЙ: Добрый день, коллеги, начинаем пресс-конференцию. Имею честь представить нашего гостя, главного участника нашей встречи. Это уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин. Владимир Петрович, в частности, расскажет о текущей работе за прошедший месяц, и поделится информацией о сотрудничестве главного омбуцмена России с правоохранительными органами. И также расскажет о ситуации с правами человека в Туркмении. Также он представит своих коллег Георгия Кунадзе и Роберта Симоняна. Владимир Петрович, пожалуйста, прошу, Вам слово.

ЛУКИН: Собственно, Вы их уже представили. Я, во-первых, хотел бы напомнить тем, кто был на прошлой пресс-конференции здесь, что мы договаривались, что время от времени, приблизительно раз в месяц мы будем встречаться, если это Вам интересно, и я буду Вас информировать о том, над чем примерно мы работаем, чем занимаемся, какие у нас возникают проблемы основные. Вот такая встреча, я думаю, судя по тому, что Вы на нее пришли, назрела, и мы решили, что лучше всего вначале несколько слов сказать по тем проблемам, которые мы считаем наиболее важными и актуальными сейчас. А потом, это не отменяет того, что Вы зададите вопрос по тем темам, которые Вас больше всего интересуют в контексте нашей работы. Собственно, наш уважаемый ведущий представил уже моих коллег. Я попросил, чтобы они со мною вместе пришли к Вам, эти люди, которые руководят практически работой института и аппарата уполномоченного. Это Георгий Фридрихович Кунадзе. Он в прошлом заместитель министра иностранных дел и один из ведущих ученых по гуманитарным делам, и посол в Южной Корее. Поэтому, я думаю, Вы нам подробно расскажете, как нарушаются права человека в Южной Корее. И Роберт Симонян, который работает уже много лет по этим вопросам, и он наиболее опытный из нас человек в плане знания проблемы и работы, того, как работает наш институт. Я хотел бы всего несколько слов перед тем, как Вы будете задавать вопросы, поделиться с Вами соображениями вот какими. Прежде всего, конечно, одна из самых основных проблем, которыми нам сегодня приходится заниматься, это проблема, связанная с состоянием прав человека в правоохранительных органах. Конечно же, здесь очень больное место, и это для Вас не является секретом, потому что примерно 30% тех жалоб, которые к нам приходят, это жалобы, связанные именно с этой отраслью, если можно так выразиться, или с этим направлением ситуации с правами человека. Могу сказать, что большинство жалоб по данному вопросу к нам приходят из Тверской, Московской, Ленинградской, Владимирской, Иркутской областей, а также из Красноярского и Ставропольского края. Вот только из Нижегородской области за последнее время поступило 26 жалоб. Ну, разумеется, мы стараемся реагировать на эти жалобы, реагировать по существу. В прошлом году в связи с обращениями уполномоченного, в связи с жалобами были возбуждены уголовные дела по 10 сотрудникам органов внутренних дел. 17 сотрудников были привлечены к дисциплинарной ответственности. А в текущем году возбуждено уголовное дело против 5 по нашим ходатайствам сотрудников органов, и 11 привлечены к дисциплинарной ответственности. По большинству из этих жалоб было выяснено, что действительно совершаются грубейшие нарушения и в плане нарушений требований уголовно-процессуального закона, и при проведении оперативно-розыскных мероприятий, незаконно производятся обыски, задерживаются невиновные лица, помещаются в комнаты для временно задержанных или изоляторы временного содержания. И там с целью добиться признательных показаний задержанных зачастую подвергают избиению, и даже пыткам, будем называть вещи своими именами. Так что многие оговаривают просто себя, и ставится галочка о выполнении задач. У меня есть примеры всего этого дела. Я буду по примеру приводить, чтобы у Вас были какие-то данные на этот счет. Вот, скажем, гражданин Зюзькин после задержания по подозрению в совершении преступления и доставки в камеру для задержанных был жестоко избит и подвергнут пыткам с применением противогаза, с перекрытием кислорода оперативными работниками гатчинского ОВД Ленинградской области. И после этого с многочисленными повреждениями был повреждении в изолятор временного содержания. В ходе расследования уголовного дела было установлено, что данный гражданин к совершению преступления никакого отношения не имеет. По ходатайству уполномоченного было возбуждено уголовное дело. Следствие ведется сейчас по этому вопросу. Это конкретный пример, чтобы потом органы внутренних дел не говорили, что мы все высасываем из пальца. Все, что я говорю, основано на примерах, которые можно продолжить. В нынешнем году уже к нам обратился гражданин Михайлов с жалобой на сотрудников Сергиево-Посадского района города Хотьково Московской области. Тоже заявил, что применяются к нему пытки током с целью получения признательных показаний. И он себя, естественно, вынужден был оговорить. Проверка показала, что эти факты верные, что они подтвердились. Сейчас ведется следствие, которое не закончено. Следствия такого плана ведутся довольно долго, потому что существуют рычаги воздействия, чтобы замять дело. Но мы следим за этим делом. Очень большое число жалоб к нам приходит на фальсификацию доказательств при проведении оперативно-розыскных мероприятий, когда задержанному подбрасываются наркотики, патроны, после чего возбуждаются уголовные дела. Все эти свидетельства мы стараемся активно проверять. Очень важно, что значительная часть жалоб связано с тем, что нарушения серьезные и грубые происходят при проведении оперативно-розыскных мероприятиях сотрудниками милиции в камерах для временно задержанных. Это одна из самых болевых точек, пока еще ничего не зафиксировано. В камерах для временно задержанных, в административном порядке, в служебных кабинете отделов внутренних дел. Вот там они подвергаются самым недозволенным приемам, воздействию, пыткам, незаконному ограничению свободы, и так далее. При этом, к сожалению, наблюдается тенденция на ужесточение поведения при раскрытии преступлений, противозаконных мер. По существу эти действия, которые иначе как пытками не назовешь, бывают очень изощренными и жестокими. Практически в каждой второй жалобе на действия сотрудников внутренних дел говорится о том, что после задержания и помещения в камеру для временно задержанных, а иногда и в кабинетах с целью добиться признательных показаний работниками внутренних дел на задержанных насильно одевались противогазы, после чего перекрывались клапаны. Тут уж сознаешься во всем, чем угодно. Значительное распространение при получении признательных показаний получила практика приковывания наручниками задержанных к отопительным батареям, и так далее. Например, гражданин Попов был доставлен работниками в комнату для задержанных Юрьев-Подольского района Владимирской области. Там его приковали наручниками к скамейке и подвергли жестокому избиению. Из ушей шла кровь у человека, и так далее. Потом оказалось, что он ни в чем не виноват. Нередко пытки, применяемые в камерах или же в кабинетах оперативными работниками носят не только жестокий, но и отличаются не столько жестокостью, сколько цинизмом, когда задержанных раздевали, наносили удары по половым органам, и так далее. Это все скапливается у нас, и мы стараемся в этом разбираться. Следует отметить, что, конечно, у нас очень плохо с принципами неотвратимости наказания. По данным МВД России в 2003-м году по сравнению с 2002-м количество нераскрытых преступлений увеличилось на 25%, и превысило миллион человек. Среди них почти половина - это тяжкие, особо  тяжкие преступления. Особую озабоченность вызывают нераскрытые умышленные убийства, количество которых в прошлом году составило 6694. Практически каждое пятое. Во Владимирской и в Липецкой областях нераскрыто 26-27%, например, убийств. В Ленинградской области - 29%. В Санкт-Петербурге - 30%. В Московской области - 27%. В Калмыкии и Карачаево-Черкесии - 40%. В Москве - 42%. Так что комментировать - это Ваше дело, кто у нас является криминальной столицей. Но вот ситуация в цифрах выглядит именно таким образом. В целом по стране в прошлом году раскрыта почти половина, а точнее 43,3% совершенных преступлений. Приостановлено производство 1 млн. 300 тысяч уголовных дел. При этом каждое десятое приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Что это значит, наверное, объяснять не требуется. Кстати, интересно было бы сопоставить количество раскрытых преступлений в наших бравых и бодрых детективах, которые переполняют экран, с той реальной картиной, которая у нас существует. Таким образом, ушли от правосудия сотни тысяч преступников. Это самый основной показатель эффективности работы нашей в этой области. По-прежнему процветает практика укрытия преступлений в правоохранительных органах от учета и регистрации за рамками статистики остается латентная преступность. Способствуют этому необоснованные отказы от возбуждения уголовных дел, фальсификация материалов. Все это хорошо известно Вам из прессы. Следует сказать, что по всем этим нарушениям прав граждан органами внутренних дел, о которых сообщалось в обращениях уполномоченного по правам человека, принимались все возможные меры по восстановлению законных прав. Надо сказать, что когда мы обращаемся, действительно органы внутренних дел, особенно их руководство старается реагировать на эту ситуацию, и проводить расследования. Тут мы должны сказать, что есть определенный прогресс в наших отношениях. По обращениям уполномоченного виновные в нарушении прав граждан привлекались к уголовной ответственности, я уже об этом говорил, и в этом мы видим залог того, что мы будем сотрудничать с ними. Есть примеры этого, и можно было бы их привести. Я хотел бы сказать, что, поскольку одной из самых серьезных проблем является проблема нарушения прав наших граждан на самой начальной стадии контакта с правоохранительными органами мы начали такую работу. Мы создали экспресс-группу при уполномоченном. Эта экспресс-группа по доверенности уполномоченного посещает отделы внутренних дел, отделения милиции, тоне говоря, внезапно, без уведомления для того, чтобы установить, как там обстоят дела с задержанными, прежде всего. Задержанных могут не регистрировать, могу держать свыше обозначенного законом времени. Об этом мы говорили, об этом Вы все хорошо знаете, уже не говоря о том, как с ними там обращаются. Вот, наша группа за последнее время посетила 32 ОВД. Проверки показали, что, конечно, имеют место серьезные нарушения. Доставленным и задержанным как правило не разъясняются их права и обязанности, например. Имеют место и более серьезные нарушения, такие как доставка лиц без основания их задержания, нахождение их в служебных помещениях без составления документации, не регистрируются в книге доставленных, как я уже говорил, не оформляются протоколы лиц, нахождение которых превышает 3 часа. На содержании содержатся мужчины и женщины в одном помещении. Ну, а главное это то, что когда туда приходят наши сотрудники, начинает долгое и нудное выяснение того, кто они такие, хотя у них все документы имеются, начиная с закона об уполномоченном по правам человека, в котором ясно сказано, что мы имеем на это право. Более того, руководство милиции и руководство органов внутренних дел выяснило эту ситуацию, и в этом смысле у нас нет с ними противоречий. Несмотря на эти затяжки времени, в это время там ситуация очищается, приводится в порядок все, что имели, все, что было в беспорядке. Тем не менее, выявляются грубые нарушения прав человека. Поэтому считаем возможным предположить, что пока эти затяжки есть, то… Ну, конечно, мы будем реагировать на это, обдумывать, как обойти все это дело. И я думаю, что это было бы очень правильно. Сейчас мы начали с Москвы, есть в других городах намеки начать это. Я думаю, было бы очень правильно, если бы наши региональные омбуцмены последовали этому примеру. И во многих других городах нашей страны начался бы процесс проверки, что там происходит. Мы видим в этом серьезные направления дальнейшей нашей работы. Ну, я заговорился с Вами об этих делах, но они важные и серьезные. У нас есть еще одна очень важная тема, о которой бы мы хотели сегодня Вас проинформировать. Это несколько иная тема. Это наша работа в том направлении, которое мы с самого начала считали и считаем приоритетным. Это внимание к нашим гражданам, которые находятся за рубежом. В частности, на первое место в этом плане сейчас выходит ситуация с Туркменией. Я сразу хочу сказать, что нас в официальном качестве не интересует политическая система в Туркмении. Она такая, какая она есть. В личном качестве у каждого из нас есть устойчивая точка зрения. Но это не наше дело. Наше дело состоит в том, чтобы сделать так, чтобы граждане наши в Туркмении находились в более-менее приемлемой ситуации. Разных договоров мы напринимали с Туркменией огромное количество. В 93-м году было заключено соглашение об урегулировании вопросов двойного гражданства, которое в мае 95-го вступило в силу. Там говорилось о том, что каждая из сторон признает прав приобрести гражданство другой стороны. Было принято много других договоров Но проблема состоит в том, что когда в нашей стране был принят этот очень жесткий договор, который был подвергнут резкой критике, а потом по указанию Президента некоторые его статьи были исправлены, то этот договор фактически исключал двойное гражданство, и договор этот был воспринят туркменской стороной как индульгенция для того, чтобы насильственно ликвидировать двойное гражданство, и полностью туркменизировать ситуацию с нашими гражданами там, и этот процесс пошел, как говорится. Положение о том, что закон не имеет обратной силы видимо был упущен нечаянно. Поэтому туркменская сторона решила, что раз мы предложили больше не сохранять институт двойного гражданства, то все, кто были двойного гражданства, они должны перестать ими быть, что, конечно, противоречит всем законам, которые только существуют на белом свете за исключением некоторых специфических мест. По этому вопросу были переговоры между нашим МИД и туркменской стороной. Но эти переговоры пока закончились безуспешно. Я знаю, что наш МИД призвал провести второй тур переговоров. Это очень хорошо. Но я думаю, что нам надо и на туркменскую сторону,  и на наш МИД оказывать большое воздействие, на наше руководство с тем, чтобы российские граждане чувствовали себя более-менее нормально. Там, как известно, теперь резко сокращено преподавание русского языка в школах, там передача русского телевидения, в частности, Первого канала сокращена до самого минимума, и то не в прямой передаче, а потом, в записи. То есть, чувствуют они себя вне нормального человеческого правового поля, и это надо решать нашим властям. Конечно, у нас есть интересы в Туркмении, и газ, и полностью интересы экономические должны быть соблюдены. Но все-таки газ и права человека, они не должны в связке находиться. И при всей выгодности всяких дел права человека не размениваются ни на что. Это надо иметь в виду всем, и той, и другой стороне. Ну, а что касается конкретной помощи, то вот, у нас возникла идея. Поскольку наша уважаемая крупная корпорация "Газпром" тесно связана в деловой отношении с Туркменистаном и с поставкой газа. По слухам "Газпром" не самая бедная организация в нашей стране экономическая, мы написали от имени уполномоченного в "Газпром" предложение. Там есть школа имени Пушкина, если я не ошибаюсь. Это русская школа, там русскоязычные люди, дети учатся, на русском языке ведется преподавание, полный срок обучения 11 лет. А туркменская сторона перевела своих на обучение 9 лет. Поэтому тамошние дети не могут в наших университетах учиться, потому что у нас совсем другой параметр обучения. Так вот, мы попросили руководство "Газпрома" оказать содействие этой школе. Ответа мы не получили, хотя очень давно направили это письмо. Мои попытки дозвониться до руководителя данной организации господина Миллера закончились неудачей. Сначала нам сказали, что вообще не знают, что вообще такое уполномоченный по правам человека, а потом никакого ответного звонка не последовало, что, кстати, является нарушением закона об уполномоченном по правам человека. "Газпром" - это организация более чем наполовину государственная. А в законе об уполномоченном говорится, что все государственные люди обязаны отвечать мотивированно на заявления и просьбы уполномоченного. Дело не во мне лично, а дело в законе. Поэтому, может быть, пресса поможет мне вступить в контакт с "Газпромом". Я стою перед дилеммой, либо использовать закон в качестве уже какого-то источника правового действия, либо по-человечески договориться о том, что может быть кто-то из "Газпрома" соизволит позвонить, или по существу ответить на наше предложение. Просьба учесть это обстоятельство. Может быть, Вы будете задавать вопросы и по этим делам, и по тем, которые Вы будете считать целесообразными, а мы все дружно будем на них отвечать.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо, Владимир Петрович. Прямо скажем, такая тревожная информация, невеселая статистика. Преступим к вопросам.

"ИНТЕРФАКС": Вот эти первые данные о нераскрываемости преступлений, это в МВД Вы получили? И второе уточнение по туркменскому вопросу. Не планируете ли Вы какую-то встречу с представителями российского МИДа, чтобы подробнее узнать, как там решать вопросы, когда будет второй тур возможных переговоров. Спасибо.

ЛУКИН: Данные, которые у нас есть, это данные не с улицы. Это данные из МВД, из Генпрокуратуры. Хотел бы сказать, что и та и другая организация сотрудничает с нами в том, чтобы поставлять данные. Та тревожна информация, которую я сообщил, это мой долг, она, конечно, и в Генпрокуратуре хорошо известна. И должен сказать, что у меня состоялась встреча с генеральным прокурором, с министром внутренних дел. Об этом пресса была проинформирована соответствующим образом. Мы с МВД сейчас активно работаем над созданием чего-то вроде двухсторонней договоренности, двухстороннего соглашения по сотрудничеству. Потому что нынешнее руководство МВД заинтересовано в том, чтобы активно сотрудничать в наведении порядка внутри своих собственных органов. Во всяком случае, мне так показалось из бесед. Мы встречались уже не только  министром, но и с первым замом. И завтра будем встречаться вновь, обсуждая наши уже конкретные предметные пункты возможного сотрудничества, в той мере, в которой правозащитная организация может с правоохранительной сотрудничать. Совместные проверки, совместный обмен информацией, сведениями, и так далее. С помощью региональных уполномоченных. Так что я не могу сказать, что у нас существует соотношение какой-то жесткой конфронтации, и так далее. У нас есть отношение сотрудничества и желание понять ситуацию сложную, тяжелую ситуацию, и попробовать что-то серьезное сделать для ее улучшения.

КУНАДЗЕ: Я хочу здесь добавить по вопросу относительно Туркмении. У нас хороший рабочий контакт с МИДом. У нас единая позиция относительно необходимости проведения второго раунда российско-туркменских консультаций. Но проблема в том, что туркменская сторона проявляет склонность заматывать этого вопрос. И пока что движения здесь определенного нет. В этой связи мы полагаем, что немалая доля общественной поддержки, общественного интереса к вопросу о возобновлении российско-туркменских консультаций была бы здесь не лишней. Вот, собственно, и все.

"НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ": Хотелось бы узнать статистику обращений к Владимиру Петровичу. И второй вопрос по поводу бунтов заключенных, которые были в Ленинградской области, в Иркутской, Челябинской, к которым тоже привлекалось пристальное внимание со стороны уполномоченного. Чем там завершилась ситуация? Спасибо.

ЛУКИН: Я хотел бы поздравить Вашу газету с юбилеем. Я это делал в письменной форме. Вас поздравляю еще раз.

СИМОНЯН: На сегодняшний день поступило в аппарат на имя уполномоченного более 20 тысяч обращений и заявлений граждан. Ну, раскиньте по месяцам. Что касается вопроса по Санкт-Петербургу, то решением уполномоченного туда выезжала группа сотрудников аппарата, специалисты, которые провели проверку на месте, и действительно многие факты нарушения прав осужденных действительно имели место. В этой связи было обращение подготовлено, и уполномоченный обратился к генеральному прокурору с тем, чтобы произвели проверку на месте Генпрокуратура и подтвердила бы наши доводы. Поскольку уголовная исполнительная система несколько иначе отреагировала на наши проверки. И действительно Генпрокуратура выехала на место, провела проверку, и подтвердила те доводы, которые нам приводились в справках. Хотя, были другие мнения со стороны уголовно-исполнительной системы, то есть, их руководства. Ну, в последствии информировался министр юстиции. Произошла встреча заместителя министра юстиции Калинина с уполномоченным и ряда сотрудников в аппарате уполномоченного, где подчеркивались те наши претензии, которые имеют место не только в Санкт-Петербурге, но и во многих местах лишения свободы. Мы такие выезды осуществляем по стране. Действительно, очень много нарушений, отступлений от правил. Мы это фиксируем, обращаемся в Минюст, в прокуратуру, в другие органы, в том числе, и в судебные. И факты подтверждаются многие.

"IRNA": (неразборчиво)

ЛУКИН: Я согласен с руководством МВД, которое считает это неправильным. Осталось только воплотить в жизнь эту точку зрения руководства МВД. Что касается аппарата уполномоченных, мы занимаемся этой проблемой, мы готовим специальный доклад уполномоченного по этому вопросу, собираем материалы. Если у Вас есть материалы, пожалуйста, мы ими воспользуемся. Естественно, проверяя их достоверность. Мы собираемся в ближайшее время отправиться в Воронеж, где были шумные печальные события, связанные вот с этой группой вопросов. Мы собираемся поехать в поездку, встретиться со многими людьми, формальными и неформальными. В целом постараемся разобраться, как обстоит дело. Что касается аппарата уполномоченных, мы занимаемся этой проблемой. Мы готовим специальный доклад, собираем материалы. Если у Вас есть материалы, мы ими воспользуемся. Мы постараемся в ближайшее врем отправиться в Воронеж, были печальные события, связанные с этой группой вопросов. Мы собираемся поехать туда, и встретиться с людьми официальными и неофициальными, разобраться с событиями, которые вызвали особый резонанс в том плане, о котором Вы говорите. Так что мы работаем. Что можем, то делаем.

ВОПРОС: Как Вы оцениваете последние инициативы власти, закон о митингах и шествиях и закон о референдуме.

ЛУКИН: По обеим этим проблемам мы реагировали. Были заявления уполномоченного по вопросам первоначальной редакции. Это вызвало очень серьезную критику в нашем заявлении, мы направили соответствующие поправки в законодательство в этой области. Частично они были учтены в результате наших, и не только наших поправок в закон о референдуме. Закон о демонстрациях выглядит сейчас значительно лучше, и в значительно большей степени соответствует конституции, чем это было раньше. Короче говоря, демонстрации можно проводить, и принцип должен быть заявительный. Это главное. Остальное уже детали. Что касается закона о референдуме, я также высказывался по данному вопросу. Я должен сказать, что я в принципе, если говорить о моей личной позиции, я не большой любитель референдумов. Я немного изучал, что такое демократия. Там есть элементы демагогического свойства, не говоря уже о том, как можно выполнять это дело. Я не считаю, что лучшая ситуация для страны, когда референдумы будут проводиться каждый месяц, и страна будет втянута в эту референдную волну. Поэтому существует грань между конституционным правом на референдум и серьезными основаниями для проведения референдума, которые тоже должны найти отражение в законе. На мой взгляд, Даная редакция закона перегибает в сторону того, что референдумы проводить довольно трудно. Я выразил это в своем заявлении. В данном случае Госдума это заявление не приняла. Но законы принимает у нас Государственная Дума, Совет Федерации, подписывает их Президент. Я могу высказать свое мнение. Это мнение высказано.

ВОПРОС: Можете Вы оценить, какое место сейчас, среди общего количества инцидентов с правами человека занимают случаи нарушения прав граждан на свободу совести? И как динамика по этому вопросу в последнее время?

ЛУКИН: В количественном отношении я, конечно, не могу сказать. Вряд ли имеет смысл говорить о количестве, например, по отношению к карманным кражам вопросы, связанные со свободой совести. Я думаю, что это бессмысленно. Но проблемы, связанные со свободой совести, я думаю, существуют, хотя, в принципе, мне кажется, что у нас эта проблема не является самой острой. Мы реагировали на эти случаи.

СИМОНЯН: Я скажу статистику. Если брать 100% поступающих жалоб в аппарат уполномоченного, на долю обращений о свободе совести где-то 0,7%. И то носят они характер, связанный с освобождением помещений, и так далее. Вот такой направленности. Если удовлетворены, если нет, могу подробности.

КУНАДЗЕ: Я хотел бы сказать, что, конечно, необходимо понимать, что статистика основана только на поступающих в аппарат уполномоченного жалоб. Вряд ли она может восприниматься как абсолютно достоверно отражающая общие тенденции. Просто потому что очень много жалоб на нарушение экономических и социальных прав. Вопросы свободы совести жалоб поступает, я думаю, несколько меньше, чем существует фактов нарушения этой гарантированной конституцией свободы. Я думаю, что в этой связи правильнее относиться к этому как к некоей общей проблеме, некоей общей тенденции, которая, безусловно, существует, хотя и не является сегодня столь острой, как было во времена СССР.

ЛУКИН: Ну, во времена Сталина это было острее, но жалоб я что-то не припомню, в то время.

ВЕДУЩИЙ: Позвольте я озвучу один вопрос, который поступил по Интернету. Корреспондент журнала "Русский фокус" спрашивает. В принятом в первом чтении проекте жилищного кодекса содержится ряд статей, допускающих выселение граждан без предоставления другого жилья. Даже в случае, если жилье, из которого выселяют, было единственным. В некоторых случаях проект устанавливает денежную компенсацию за утраченное жилье, а в некоторых собственник просто может выставить бывших членной семей на улицу. Как Вы считаете, не противоречат ли эти статьи проекту конституции Российской Конституции? Если да, то какие меры Вы собираетесь предпринять?

ЛУКИН: Уполномоченный по правам человека все-таки в основном реагирует на запросы. Вопросов по этому делу к нам еще не поступало. Но мы прореагировали на другую часть этого проекта. Это та часть, в которой говорится о том, что собственник квартиры может фактически по новому проекту продать свою квартиру фактически без консультаций с (неразборчиво) по опеке, которые должны ясно и четко установить в этом смысле человеческую ситуацию, скажем, детей, которые находятся в этой квартире. Неблагополучная семья. Хозяин номинально продает это жилье. А дети? Кто должен установить, какие их права, и каково их место в этой продаже. Вот там существует ясность в плане приоритетного права хозяина квартиры. Вот по этому вопросу мы выпустили специальное предложение, направили его в Госдуму, и будем настаивать на том, чтобы в окончательной версии закона эта сторона дела, эти права граждан, как правило, несовершеннолетних должны быть самым строжайшим образом соблюдены. Потому что если этого не будет, то будет ситуация, при которой еще более того увеличатся у нас несовершеннолетние бездомные люди. Пока что меры, которые принимаются, они больше похожи на такую пиаровскую работу, чем на работу по существу.

"МК": С какими организациями из соотечественников Вы взаимодействуете? Второй вопрос. Год назад довольно много говорилось о некоей комиссии, в которую входят парламентарии России и Туркмении. Какова судьба этой комиссии? Кто помимо Вас занимается ситуацией с правами человека в Туркмении в России? Ну, по первому вопросу я Вам должен сказать, что организации соотечественников в Туркмении по определению не существует. Мы с Вами договорились не беседовать о политической сущности данного режима. Но именно потому, что он так интересен для всех нас, там никаких организаций в принципе быть не может, как и любых других организаций, которые не являлись бы псевдоорганизациями. Поэтому существуют какие-то группы людей, которые живут за пределами Туркмении, каким-то образом организованы. Иногда они к нам обращаются. Когда я еще был в парламенте, ко мне обращались такие группы. Но это группы, которые находятся за пределами республики, и которые к соотечественникам в республике имеют мало отношения. По второму вопросу, кто еще занимается этой проблемой. Занимается МИД, как мы с Вами уже говорили. Занимаются этим вопросом в парламенте, но систематического чего-то я там еще не обнаружил. Хотя, хотелось бы. И если я обнаружу систематический интерес к этой проблеме, я буду рад сотрудничать с депутатами вне зависимости от их политической принадлежности. У нас имеется институт стран СНГ, который систематически занимается этой проблемой.

СИМОНЯН: Я бы хотел проинформировать Вас более полной информацией. Дистанция между совершенным преступлением и до наказания огромная. Если в прошлом году было зарегистрировано 2 млн. 660 тысяч преступлений, то выявлено лиц, совершивших преступления 1 млн. 200 тысяч. Осуждено судом 790 тысяч. Хотел бы также информировать Вас, что существенное значение оказания влияния на защиту прав личности, как Вы понимаете, оказывают административные правонарушения. В сферу административной юрисдикции попадают у нас 70 млн. граждан. И если брать регистрируемые за прошлый год, то в эту сферу попало 58 млн. наших граждан, из которых 32 млн. - административные правонарушения в области дорожного движения. За ними следуют нарушения общественного порядка и общественной безопасности. 30,7 млн. И третье место занимают нарушения паспортно-визовых правил. И около 12 млн. правонарушений остается на таможни и другие службы. Мы видим, что в орбиту деятельности правоохранительных структур попадает такое огромное количество нашего населения. Защищенность зависит больше всего от органов внутренних дел.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Вопросы исчерпаны, насколько я понимаю. Ну, что же, я хотел бы с удовлетворением констатировать, что наши встречи с представителями института уполномоченного по правам человека в России становятся регулярными. Это становится действительно хорошей и доброй традицией. Будем надеяться на такие встречи и в дальнейшем. На этом пресс-конференция завершена. Спасибо всем.

ЛУКИН: Спасибо. Я хотел бы только обратить внимание на одно интересное обстоятельство, что вот на первой конференции было процентов 70 или 80 иностранных корреспондентов. А сейчас, по-моему, преобладающее количество российских корреспондентов. Это очень интересное явление. Видимо, из этого следует, что наши газет интересуются реальным состоянием дел в области прав человека в нашей стране. А чем интересуются иностранные корреспонденты, непонятно. Может объявить о каком-то крупном международном скандале?

ВЕДУЩИЙ: Давайте попробуем.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала