"Повышение рейтинга отражает особое положение ТКБ в банковской системе России: он остается основным банком, обслуживающим финансовые потоки национального железнодорожного сектора", - говорится в сообщении рейтингового агентства со ссылкой на кредитного аналитика Standard & Poor's Екатерину Трофимову.
Уровень рейтингов банка учитывает и такое позитивное явление, как проводимая реформа российской системы железных дорог. В октябре 2003 года коммерческая часть деятельности министерства путей сообщения была передана в ведение новой железнодорожной компании - ОАО "Российские железные дороги" ("РЖД"). Такая реорганизация не отразилась на бизнесе и финансовом положении ТКБ, который продолжает выполнять функции основного расчетного банка предприятий железнодорожного транспорта России. Более 70% денежных остатков на счетах "РЖД" сосредоточено в ТКБ.
"С другой стороны, уровень рейтингов ТКБ сдерживают такие факторы, как неясность в отношении исхода запланированной приватизации банка, а также слабые показатели капитализации и рентабельности. Также учитываются высокие операционные и кредитные риски, по-прежнему присущие банковской деятельности в России", - отмечается в сообщении Standard & Poor's.
По величине активов (33 миллиарда рублей, или примерно 1,1 миллиарда долларов на 31 марта 2004 года) ТКБ относится к кредитным организациям среднего размера и входит в число 30 крупнейших банков России. Хотя тесные связи с железнодорожным сектором приносят ТКБ безусловные коммерческие и финансовые выгоды, Standard & Poor's не считает, что в случае необходимости "РЖД" непременно окажет банку своевременную поддержку.
"В дальнейшем уровень рейтингов ТКБ будет во многом определяться результатами его приватизации, уровнем капитализации, а также способностью банка генерировать достаточные доходы за счет расширения его филиальной сети", - считают в Standard & Poor's.