"Мы знаем последние драматические события нашего века, в результате которых миллионы наших сограждан оказались за пределами Родины, но продолжали жить проблемами нашей страны, нашего народа, радовались успехам и переживали неудачи", - сказал Путин, вручая паспорт Шмеману.
"Вы один из тех, кто свято хранил традции нашей страны, поддерживая национальную культуру, язык и были духовно связаны с Россией. Мы знаем, сколько вы сделали для пропаганды России за гранцией, в том числе и во Франции, в частности, занимались возрождением кадетских корпусов", - сказал президент.
Путин выразил уверенность, что опыт, знания Андрея Шмемана, его душевное состояние и впредь будет служить России.
Уже передавая паспорт, Путин сказал, что это торжественный жест, но он глубоко символичен. "Я хотел бы вручить вам паспорт и выразить благодарность за ваше солужение стране", - сказал глава государства.
Путин принимал участие в торжествах, посвященных 60-летней годовщине высадки десанта союзников по антигитлеровской коалиции в Нормандии.
Шмеман со своей стороны сказал, что это особый день в его жизни. "Я русским в душе был всегда", - сказал Шмеман. Он также сказал, что "рад, что Россия встала на путь тех моральных ценностей, которыми она жила последнюю тысячу лет".
Шмеман также пошутил, что давно готовился к этому моменту, и достал из кармана пиджака кожаную обложку паспорта, которую ему подарили, и вставил в нее паспорт.
"Долгие годы я жил с разладом в душе, чувствуя себя абсолютно русским и одновременно оставаясь человеком без подданства, апатридом. И теперь я счастлив, что наконец обрел Родину", - сказал ранее в интервью корреспонденту РИА "Новости" в Париже Андрей Дмитриевич Шмеман, которому недавно указом президента РФ предоставлено российское гражданство.
Братья-близнецы Андрейи Александр родились 13 сентября 1921 года в городе Ревель (ныне Таллин) в Эстонии. Их отец Дмитрий Шмеман до Октябрьской революции был офицером лейб-гвардии Семеновского полка. В 1929 году семья эмигрировала во Францию. И Шмеманы-старшие, похороненные на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем, и их сын Андрей никогда не получали французского гражданства.
Андрей Дмитриевич всю жизнь прожил с так называемым "нансеновским паспортом" - временным удостоверением личности, служившим заменой паспорта для апатридов и беженцев. "Нансеновские паспорта" были введены Лигой Наций и выдавались на основании Женевских соглашений 1922 года.
"Ревель в свое время был часть Российской Империи, так что с детства я рос в русской среде, воспитывался в духе русской культуры и православия. В эмиграции жизнь у всех складывается по-разному, но мои родители никогда не теряли корней, духовной связи с Родиной. Они всегда оставались истинно русскими людьми и верили в возвращение. И французское гражданство они не стали получать не потому, что не любили Францию, а потому, что не хотели стать нерусскими", - рассказывает Андрей Дмитриевич.
По-русски он, в отличие от многих эмигрантов, говорит очень чисто и грамотно, практически без акцента. В его четком, поставленном голосе, подтянутой фигуре, стройной, несмотря на годы, осанке чувствуется офицерская закалка.
Вернее, кадетская. В 1930 году Андрея отдали в открывшийся в Версале кадетский корпус императора Николая II. Преподававшие там офицеры старой русской армии сумели привить своим воспитанникам не только выправку, но и присущую российскому офицерству интеллигентность. И, конечно, любовь к далекой, но, как оказалось, не навсегда утраченной Родине.
Закончив корпус в 1939 году, Андрей Шмеман большую часть жизни посвятил упрочению кадетского братства, воспитанию русской молодежи за рубежом в духе традиций русского офицерства. Он и сегодня возглавляет Кадетское объединение императора Николая II, являясь живым носителем славных традиций и хранителем уникальных исторических реликвий и архивных документов, рассказывающих об истории русской эмиграции.
В 1995 году Андрей Дмитриевич, у которого трое детей - дочери Наталья и Елена, а также приемный сын Василий Кочубей (сын жены от первого брака), впервые побывал в России. Посетил Санкт-Петербург, откуда родом его отец и мать, и Москву, а в последующие приезды побывал и на Дону, в Ростове и Новочеркасске, где общался с кадетами.
Около двух месяцев назад Андрей Шмеман обратился с официальной просьбой о предоставлении ему российского гражданства, а недавно ему передали текст указа президента РФ.
"Думаю, что до конца понять мои чувства могут лишь немногие. Прожить всю жизнь человеком без подданства, фактически беженцем, а потом стать полноправным русским, каким всегда ощущал себя, - это огромное счастье, за которое я искренне благодарю Бога", - говорит он.
Андрей Дмитриевич - глубоко верующий человек. Более полувека он является старостой парижской церкви Знамения Божьей Матери, имеет духовное звание иподиакона. Не так давно он вместе с другими видными деятелями русской эмиграции стал инициатором создания общественной организации "Движение за поместное православие русской традиции в Западной Европе". Андрей Дмитриевич - убежденный сторонник возвращения эмигрантов в лоно Русской православной церкви. Кстати, его брат - протоиерей Александр Шмеман, перебравшийся из Франции в Америку и скончавшийся в 1983 году, считается одним из крупнейших богословов современности. Его перу принадлежит большое число научных трактатов и статей по теологии и православной традиции христианства.
Яркий литературный дар унаследовал от отца Серж (Сергей Александрович) Шмеман - известный американский журналист, являющийся лауреатом Пулитцеровской премии.