"Равные ценовые условия, совместное газотранспортное предприятие - все это имеет смысл только в случае реальной, а не на словах, интеграции двух государств - России и Белоруссии", - заявил РИА "Новости" источник в "Газпроме".
"Не будем говорить о других сферах, но по газу игра идет "в одни ворота", - отметил собеседник агентства.
"Мы за 1,5 года заплатили щедрый аванс в счет будущей интеграции, а в ответ - только слова, когда пришло время создавать совместное предприятие (совместная газотранспортная белорусско-российская организация в форме акционерного общества), условия предложили отнюдь не братские", - сказал источник.
Говоря о проблеме "Белтрансгаза", он подчеркнул: "Каждый товар стоит столько, сколько за него готовы заплатить".
"Никто не понуждает Белоруссию отдать национальное достояние по дешевке! Хочется продать за $5 миллиардов - пожалуйста, продавайте, ищите покупателя. Нам не надо", - сказал источник.
"Не хочется продавать, поэтому выдвигаются заведомо неприемлемые условия - тоже понятно. Но какие тогда могут быть вопросы к "Газпрому" о льготных ценах на газ? Нет совместного предприятия - нет российских цен", - подчеркнул собеседник агентства.
Говоря о ценах на газ, он отметил: "Мы ведь пока только говорим об интеграции, но государства у нас по-прежнему разные, разный бюджет, разная валюта. За чей счет мы должны поставлять дешевый газ Белоруссии? Ведь деньги не появляются из воздуха. За счет потребителей в Грузии, Молдавии и Прибалтике или в Польше? Вряд ли им это понравится. За счет снижения поставок российским химикам, металлургам и населению? Они и так получают газа меньше, чем требуется".
"Газпром" в 2003 году увеличил добычу на 20 миллиардов кубометров, десять отдал Белоруссии", - сообщил источник, задав при этом вопрос: "Кто за это заплатит?".
По его словам, российское правительство готово предоставить Белоруссии кредит на "братских условиях". "Отношения станут прозрачными - хозяйствующие субъекты работают на рыночных принципах, правительства финансируют особые отношения", - сказал источник.
Он добавил, что это красивая схема, однако контракты, под которые выделяется кредит, белорусской стороной до сих пор не подписаны.
Источник в правительстве опроверг утверждение белорусской стороны о том, что на Украине условия лучше. "Украинский транзитный тариф - $1,09, цена поставок - $50". "Хотите также? Тогда нужно вспомнить, что 50 - это цена лишь поставок в счет оплаты транзита, все что свыше - уже 80", - отметил собеседник агентства.
Что касается экспорта газа, то Украина, по его словам, экспортирует примерно треть от своей собственной добычи, а Белоруссия ресурсами газа не располагает.
На импортном сырье республика имеет уровень газификации, и доля газа в энергобалансе выше, чем у крупнейшего производителя в мире, отметил источник. По его словам, правомерен вопрос: "За чей счет?".
Собеседник агентства напомнил о том, что 18 февраля белорусская сторона, не имея контрактов ни с одним поставщиком, начала отбор газа из транзитных объемов, и в результате пострадали Польша, Литва, Калининград. "Вся эта история выглядит некрасиво", - считает источник.
По его словам, "Газпром" поставляет газ в 29 стран мира, но нигде и никогда из-за нежелания партнера принять цивилизованные правила игры не страдали люди. "В Белоруссии это уже произошло", - подчеркнул собеседник агентства.
"Представьте себе, что вы заправляете машину бензином на заправке, но оплаченного объема не хватило на полный бак. Что будет, если вместо того, чтобы пойти к кассе и заплатить еще, вы вытащите заправочный шланг из бака соседнего автомобиля и продолжите заправку чужим бензином. В лучшем случае, колонку отключат", - сказал источник в "Газпроме".
Российская сторона рассчитывает, что такая ситуация не повторится, заключил он.