Господин президент, скоро состоится первый в
истории двусторонних отношений визит президента России в Мексику. Что вы думаете
по поводу этого визита и что ожидаете от Ваших личных переговоров с Владимиром
Путиным?
Это долгожданный визит как для народа, так и
правительства Мексики. Ведь речь идет о визите президента Путина, который
осуществляет огромные преобразования и добивается больших успехов в различных
областях: в экономике, политике и социальной сфере. Кроме того, речь идет о
такой стране как Россия, где многое идет параллельно тому, что происходит в
Мексике. Обе наши страны обладают большими энергетическими запасами. Наши страны
развивают экономику главным образом за счет энергетических ресурсов, но также и
за счет торговли и присутствия на мировых рынках.
Наши правительства
уделяют очень большое внимание социальному развитию. Мне кажется, мы оба хорошо
понимаем, что главная цель развития и роста экономики - повысить благосостояние
малоимущих граждан наших стран.
Таким образом я уверен, что этот визит
президента Путина приведет нас к заключению важных рабочих соглашений и
одновременно подтвердит, что мы идем рука об руку в этом процессе
развития.
Господин президент, между Мексикой и Россией
существуют нормальные отношения, но, как говорится, всегда можно достичь
большего. Видите ли Вы какие-либо возможности для улучшения этих отношений, и
если это так, то в каких областях?
Я думаю, что мы можем
улучшить наши взаимоотношения во всех областях, хотя они и так уже очень хороши.
По отношению к конфликтам и общему развитию ситуации на мировой арене мы
занимаем позиции, которые совпадают с теми, которых придерживается президент
Путин. Например, в том, что касается необходимости идти по пути многополярного,
а не однополярного мироустройства. Тут у нас полное совпадение, например, в том,
что касается событий в Ираке, мы всегда придерживались одних и тех же
позиций.
Что касается экономической области, я уверен, что мы можем
достигнуть больших успехов в энергетическом сотрудничестве. Мексика -
импортер природного газа, и несмотря на огромное расстояние, которое
географически разделяет Россию и Мексику, мне кажется, что мы можем стать
серьезным покупателем российского природного газа.
Таким же образом мы
можем создавать стратегические альянсы в области энергетики. У обеих наших стран
имеются большой опыт и знания в области энергетики, переработки нефти и сжижения
природного газа.
В настоящее время Мексика изыскивает способы
инвестировать в свою газовую промышленность для того, чтобы иметь больше этих
энергоресурсов, и здесь Россия и Мексика вполне могли бы
договориться.
Теперь о сфере торговли. Я только что возвратился из
Европы. Был с визитом в Венгрии и Польше, а также посетил другие страны
Восточной Европы. Вижу большие возможности для развития торговли и создания
стратегических альянсов. Нет никаких сомнений в том, что все это мы можем
достигнуть в наших отношениях с Россией по принципу: больше торговли и больше
капиталовложений.
Это же касается области технологий, образования и
культуры. У нас - тысячелетние корни, тысячелетние культуры и, следовательно, в
этой области мы также могли бы обмениваться опытом и достигнуть
соглашения.
Господин президент, во время последнего саммита в
Гвадалахаре, вместе с другими латиноамериканскими странами Мексика высказалась
за создание многополярного мира. В чем Вы видите возможную роль России в этом
мире и в какой степени эта роль может соответствовать надеждам
латиноамериканских стран?
Я считаю, что положение России и ее
потенциал являются поистине стратегическими для скорейшего продвижения к
многополярному миру.
Но этот мир не может быть всего лишь благим
намерением, мы должны построить его, сделать реальностью.
Россия -
постоянный член Совета Безопасности ООН, и это придает ей одну из главных и
стратегических ролей в Организации Объединенных Наций.
Мы предложили
различным странам присоединиться к группе стран-друзей Организации Объединенных
Наций, чтобы ответить на призыв Генерального Секретаря ООН Кофи Аннана помочь
реорганизации и модернизации ООН. Это, в частности, касается ее Совета
Безопасности.
Многие из нас считают, что Совет Безопасности должен
стать более открытым, в нем должно быть больше постоянных членов, что процедура
принятия им решений нуждается в демократизации. И следовательно, там должны быть
широко представлены страны Латинской Америки, Африки, Азии, чтобы они могли
принимать и нести ответственность за свои решения.
Но реформа
Организации Объединенных Наций должна идти еще дальше. Мы нуждаемся в
многосторонней системе во всемирных финансовых учреждениях, необходимо,
чтобы Всемирный Банк и Международный Валютный Фонд занимали более передовые
позиции и имели бы более современный подход к оценке экономики и к направлению
кредитов.
Необходимо также, чтобы ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, связанные с
сельскохозяйственным производством организации, как ФАО, а также Всемирная
организация здравоохранения, Международный суд были бы частью этой
многосторонней системы, о которой мы говорим.
Таким образом, нужно,
чтобы Организация Объединенных Наций стала центральной осью этой деятельности,
была мощной, сильной, способной предупреждать, исправлять (ситуацию) и
предотвращать различные конфликты, способной дать импульс мировому развитию
человечества. Чтобы в конечном счете она стала проводником на пути к
многополярному миру XXI века, который выбрали наши
народы.
Господин президент, как Вы сказали, нам есть, что
развивать в наших двухсторонних экономических связях. Но в отношениях между
Мексикой и Россией все еще существует нерешенный вопрос о признании России как
страны с рыночной экономикой. Будет ли обсуждаться эта тема во время переговоров
с российским президентом и каков будет результат: признает ли Мексика Россию в
качестве страны с рыночной экономикой?
Да, несомненно. Мы об этом
думаем и признаем. Я хотел бы отметить, что Мексика - самая открытая в мире
страна. У нас есть договоры о свободной торговле с 42 странами. Ни у какой
другой страны не имеется такой широкой сети соглашений о свободной
торговле.
Два наших главных договора заключены с двумя самыми большими
рынками мира: Североамериканским - с Соединенными Штатами и Канадой и
европейским - с 25 странами Европейского Союза. И мы уже подписали договор с
Японией, остается только, чтобы его ратифицировали наши парламенты. Это
предоставило бы Мексике возможность иметь договоры о свободной торговле не
только с двумя крупнейшими рынками мира, но и с третьей экономикой в мире,
которой является Япония.
Так что в этой связи России и Мексике будет
очень полезно развивать торговые связи, осуществлять капиталовложения,
обмениваться технологическими достижениями на базе - конечно - признания того,
что Россия является страной с рыночной экономикой.
Мой вопрос не
лежит в плоскости политических тем. Раньше у Вас была привычка дарить изделия
мексиканских народных промыслов лидерам стран, в которых Вы бываете. Я,
например, помню знаменитые сапоги марки Фокс. Что будет на этот раз, если это не
секрет?
Ну, наверное, опять что-нибудь из изделий мексиканских
народных промыслов или книги или же произведения искусства и мексиканской
культуры. Мы очень гордимся нашей культурой.
Кстати, сейчас на встрече
в верхах в Гвадалахаре, в которой участвуют главы 58 государств, мы подарили им
произведения народных промыслов из серебра, которые очень характерны для
Мексики.
Ну и, конечно, каждому по бутылке текилы, фотографии агавы (из
которой делается этот спиртной напиток). Кстати, там и помещения были украшены
кустами агавы.
Мы очень гордимся всем мексиканским. И мы всегда делимся
этим с друзьями, как например, с президентом Путиным, с которым мы не раз сидели
вместе и беседовали. Во время любой встречи мы садились рядом и беседовали,
говорили о наших семьях, о наших культурах, а также о задачах наших
правительств.
Часто мы говорили об этом по телефону. Когда положение
становится сложным, лучше всего взять телефон и обменяться мнениями. Я вновь
имею в виду проблему Ирака, о которой я не раз с ним говорил.
У нас
есть очень четкое понимание того, что то лидерство, которым обладает президент
Путин, та близость к людям и та политическая сила, которую он показал, победив
на выборах, являются действительно образцовыми.
В международном
масштабе хорошо известна принципиальная позиция, которую Мексика занимает в
отношении ситуации на Ближнем Востоке, в частности, в Ираке. Похоже, что события
там развиваются не так, как того ожидали главные действующие лица, я имею в виду
коалицию. Каковы с точки зрения Мексики пути урегулирования ситуации в
Ираке?
В самом деле, речь идет об очень сложной проблеме, которая
все ухудшается и, следовательно, требует принятия самых срочных мер по выходу из
кризиса.
Есть еще те, кто все время ищет виновных, пытается выяснить,
что же произошло. Это всегда полезное занятие, но гораздо важне найти решение
этой проблемы.
Там уже выдвинута инициатива по решению кризиса,
пользующаяся широкой поддержкой различных стран.
Первый шаг состоит в
формировании иракского правительства, которое бы взяло на себя бразды правления
и ответственность за судьбу страны. Речь идет о временном правительстве. С этого
момента необходимо, чтобы был запущен процесс демократических выборов для
создания демократически избранного, представительного и постоянного
правительства. Как ожидается, это произойдет к концу этого года или к началу
2005 года.
Этот процесс должен иметь две составные части, два основных
элемента: первое - это присутствие Организации Объединенных Наций как
представительство многополярного или многостороннего характера, а также те
элементы, которые могут гарантировать процесс с точки зрения безопасности и
спокойствия.
Все это надо детально проанализировать и взвесить: как
будет обеспечиваться безопасность? Это отнюдь не просто. Какие войска или
полицейские силы будут там находиться?
В конечном счете
необходимо предоставление полного суверенитета Ираку, но по ходу дела необходимо
будет принимать решения.
То же самое касается возвращения ООН в Ирак:
как это произойдет, какие ООН имеет гарантии, что ее присутствие будет прочным и
не будет поставлено под угрозу?
То же самое в отношении избирательного
процесса и его сроков. Туда приглашена опытный мексиканский эксперт - госпожа
Пешар для участия в комиссии, которой предстоит выстроить всю избирательную
структуру, чтобы гарантировать проведение демократических выборов.
По
этому вопросу и другим темам мы договорились на саммите в Гвадалахаре. Пока
работать вместе будут пять стран - Франция, Германия, Испания, Чили и Мексика.
Хочу сделать президенту Путину предложение о том, чтобы к этой работе
присоединилась и Россия, так как речь идет об объединении усилий не пяти, а как
можно большего числа стран, чтобы можно было прийти к твердому консенсусу в
принятии решений.
Вы когда-нибудь были в
России?
Нет.
Собираетесь посетить нашу страну в качестве
президента?
Надеюсь, что президент Путин меня пригласит. Я был
бы очень рад. Мне очень хочется поехать в Россию.
17:54 05.06.2004
(обновлено: 10:29 06.06.2008)
Интервью президента Мексики ВИСЕНТЕ ФОКСА КЕСАДЫ российским журналистам в преддверии визита в эту страну Владимира Путина
Читать ria.ru в
Господин президент, скоро состоится первый в истории двусторонних отношений визит президента России в Мексику. Что вы думаете по поводу этого визита и что ожидаете от Ваших личных переговоров с Владимиром Путиным? Это долгожданный визит как для народа, так и правительства Мексики. Ведь речь идет о визите президента Путина, который осуществляет огромные преобразования и добивается больших успехов в различных областях: в экономике, политике и социальной сфере. Кроме того, речь идет о такой стране как Россия, где многое идет параллельно тому, что происходит в Мексике. Обе наши страны обладают большими энергетическими запасами. Наши страны развивают экономику главным образом за счет энергетических ресурсов, но также и за счет торговли и присутствия на мировых рынках. Наши правительства уделяют очень большое внимание социальному развитию. Мне кажется, мы оба хорошо понимаем, что главная цель развития и роста экономики - повысить благосостояние малоимущих граждан наших стран. Таким...