По данным Госкомстата, в 2002 году зарплата в дневных общеобразовательных школах составляла в среднем по России 2800 рублей, по расчетам специалистов Госуниверситета - Высшей школы экономики - 3100. В связи низкой зарплатой лишь 30% выпускников педагогических вузов России идут работать школьными учителями.
В настоящее время зарплата педагогов исчисляется по введенной еще в 30-х годах прошлого столетия системе "рубли за часы": в нормированную часть рабочего времени включается только время уроков по расписанию, а внеурочная, внеклассная, воспитательная работа не оплачивается.
"В погоне за рублями учителя фактически гоняются за часами, набирая их иногда до сорока в неделю. Получается - чем хуже учитель работает, тем больше он получает", - заявил директор Центра социально-экономического развития школы Анатолий Пинский на презентации проекта новой концепции оплаты труда учителей, состоявшейся в Государственном университете - Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ).
Предлагаемая система пока условно носит название "штатно-окладной", то есть учителя переводятся на твердые оклады и вносятся в штатное расписание школы, причем в окладе будут учитываться все виды педагогической деятельности - внеклассная работа, индивидуальные занятия, занятия по развивающим дисциплинам.
Согласно новой концепции, повышение жизненного уровня школьных наставников будет достигаться за счет и других мер, таких как упразднение двойных стандартов в оплате учителей начальных, средних и старших классов, предоставление школьному руководству права начислять надбавки. Все это, по мнению разработчиков концепции, позволит в 2-3 раза улучшить материальное положение учителей.
Вместе с тем, как отмечали выступавшие на презентации, еще предстоит проработать множество вопросов, включая и внесение изменений в действующее законодательство.
Специалисты отмечают, что одной из причин падения международного рейтинга качества российского школьного образования является низкая заработная плата учителей. За последние 10 лет он упал более чем на 20 пунктов, занимая некогда 5-е место в списке из 32-х стран.