Свои первые впечатления от высадки на берег Ла-Манша 80-летний американский ветеран союзного десанта в Нормандии Билл Коллеман описал РИА "Новости".
"Наш десантный корабль разгружался во время отлива. Командиры суетились, кричали: быстро, быстро! А я молился Богу, чтобы все обошлось", - говорит Коллеман.
На пляже Омаха-бич он оказался 8 июня, через два дня после того, как там высадились передовые части американских войск. Коллеман доставлял на передовую боеприпасы. Может показаться, что участь шофера полегче судьбы десантника, да только на войне нет безопасных профессий. За те несколько недель, что Коллеман гонял машину с опасным грузом, ему много раз приходилось попадать под обстрелы противника. И во время одного из артналетов грузовик был подбит, а молодой американец получил тяжелое ранение ноги.
После выписки из госпиталя о прежней профессии пришлось забыть. Коллеман поступил в военный оркестр саксофонистом, после войны женился на француженке и многие годы жил на два дома, вернее, на две страны. Но теперь подумывает об окончательном возвращении в США. "Жена у меня умерла, сам я уже старый, надо собираться на родину. Вот отпразднуем 60-летие высадки, и поеду", - говорит он, с грустью перебирая выцветшие от времени черно-белые любительские снимки военной и послевоенной поры.
В досье Коллемана значится, что он успел послужить в разведке, но об этом ветеран наотрез отказывается говорить: "Не могу, военная тайна". Помилуй Бог, какая же может быть тайна 60 лет спустя? "Нет, все равно не скажу, даже не спрашивайте", - упирается ветеран.
Гораздо более охотно он рассуждает на темы стратегии и геополитики: "Именно с высадки десанта в Нормандии началось освобождение Европы. Мы освободили Францию, Бельгию, Голландию, и в Берлин по справедливости мы должны были войти первыми, жаль, что Сталин нас опередил". Почему же жаль, ведь тогда СССР и США были союзниками, сражались против общего врага? "И все равно: освобождать Берлин должны были мы!" - горячится ветеран.
Впрочем, его боевой задор быстро сменяется умудренностью долго прожившего человека: "Мы ведь тогда толком и не знали, что происходило на советском фронте. Солдатская служба какая: есть приказ - выполняй. И вообще - что было, то было. 60 лет прошло, всем пора примириться, и делать это надо здесь и сейчас. Хотите, сыграю вам что-нибудь русское?" - говорит Коллеман и тянется к своему саксофону.