Поводом к рассмотрению послужили запросы думы Астраханской области, а также ряда судов общей юрисдикции. Кроме того, в КС поступили жалобы 28 граждан, полагающих, что закон нарушает их право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Таким правом, согласно старой редакции закона о трудовых пенсиях, обладали педагоги и медики, проработавшие в государственных учреждениях более 25 и 30 лет соответственно.
Однако в декабре 2001 года была принята новая редакция этого закона. Теперь право на пенсии по выслуге лет утратили граждане, работавшие в детских и медицинских учреждениях, которые являлись подразделениями государственных предприятий (медсанчасти, детские сады), преобразованных в 1992-1993 годах в результате приватизации в акционерные общества.
Таким образом, по мнению заявителей, они оказались не в равных условиях с пенсионерами, работавшими на госпредприятиях, что нарушило их конституционное право.
С этой позицией согласилась представитель Госдумы в КС Елена Мизулина. "Территориальные отделения пенсионного фонда ошибочно толковали и неправильно применяли положение этого закона", - сказала она, выступая на заседании суда 28 апреля 2004 года.
"Эта норма нацелена в будущее, для того, чтобы молодые врачи и учителя могли выбирать между высокой зарплатой в частном секторе "сегодня" и правом на досрочный выход на пенсию "завтра" при работе в госучреждениях", - сообщила Мизулина.
Она считает неверным то, что оспоренные нормы закона стали применяться Пенсионным фондом к людям, долгие годы проработавшим на государственных предприятиях и только в связи с приватизационными процессами завершившим свой трудовой путь в частном секторе.
"В данном случае мы наблюдаем применение принципа обратной силы закона, что недопустимо", - сказала Мизулина.