Впервые в практике Госсовета на заседании будут обсуждаться два вопроса.
Вторым вопросом в повестке дня стоит подготовка к вступлению в силу в 2005 году новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". По этому вопросу с основным докладом выступит руководитель рабочей группы президиума Госсовета, глава Мордовии Николай Меркушкин. Содокладчиками от правительства по нему будут министр финансов Алексей Кудрин и министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов.
Как сообщил накануне РИА "Новости" источник в Кремле, обсуждение двух вопросов будет происходить в контексте проводимой административной реформы. "В связи с тем, что правительство РФ выступило с инициативой замены льгот денежными компенсациями, круг проблем, связанных с ее реализацией будет обсужден в рамках второго вопроса повестки дня заседания Госсовета",- сказал собеседник агентства.
"Второй вопрос повестки дня следует рассматривать как самостоятельную, но тем не менее составную часть первого вопроса",- добавил он.
По словам собеседника агентства, в контексте реформы необходимо "отладить систему взаимоотношений между субъектами Федерации и правительством". Он также отметил важность реализации административной реформы на уровне субъектов Федерации.
Источник напомнил, что административная реформа предполагает, что "те полномочия, которые можно отдать субъекту Федерации, необходимо отдать, а оставить Федерации нужно только те, исполнение которых ею целесообразно".
Собеседник агентства напомнил, что принятый год назад закон определил круг полномочий, которые закрепляются за субъектом Федерации и финансируются им за счет средств регионального бюджета.
"Сейчас предстоит разобраться со всеми оставшимися полномочиями, которые в настоящее время отнесены к полномочиям совместного ведения и определить источники их финансового обеспечения",- отметил собеседник агентства.
Кроме этого, по его словам, с передачей полномочий тесно связана и проблема так называемых "социальных льгот". "Разграничение полномочий предполагает внесение ясности в вопросы сохранения льгот и определения уровня органов государственной власти, ответственных за их обеспеченность",- сказал источник.
Рабочая группа президиума Госсовета РФ подготовила перечень полномочий, который предлагается передать в ведение исполнительной власти регионов.
Несколько функций предлагается передать регионам полностью на условиях финансирования за счет их собственных бюджетов. Это - предоставление прав пользования и охрана месторождений общераспространенных полезных ископаемых, содействие занятости населения и защита от безработицы, урегулирование коллективных трудовых споров, перевод земель сельскохозяйственного назначения из одной категории в другую, а также ведение государственного технического учета объектов недвижимого имущества с возможностью делегировать часть полномочий органам местного самоуправления.
Еще ряд полномочий предложено делегировать регионам, но обеспечить их целевыми субвенциями из федерального бюджета. Это - контроль за лесными угодьями (за исключением участков лесного фонда на особо охраняемых территориях федерального значения), контроль за промышленным, любительским и спортивным рыболовством (за исключением морских территорий, континентального шельфа и исключительной экономической зоны России, а также за исключением ловли животных, занесенных в Красную книгу РФ), контроль за охотничьими угодьями, охрана животных, лицензирование охотничьей деятельности (за исключением охоты на особо охраняемых территориях федерального значения), государственно-архитектурный надзор (кроме технически сложных, потенциально опасных и уникальных объектов, а также объектов, финансирующихся за счет средств федерального бюджета), лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом на местных и междугородних маршрутах, а также разработка и реализация планов гражданской обороны.
По задумке разработчиков, любое из делегированных полномочий может быть изъято из ведения субъекта Федерации, если местная власть не справляется с его реализацией и допускает нецелевое использование субвенций.
Таким образом, все эти полномочия остаются в зоне ответственности федерального центра. Контроль за расходованием средств будет осуществляться на межрегиональном (скорее всего окружном) уровне.
Для обеспеченности передаваемых субъектам полномочий должны быть внесены изменения в федеральные законы - 153 законодательных акта должны быть изменены, еще 41 акт - признан утратившим силу.
В рабочей группе утверждают, что передача полномочий уже на первом этапе позволит сократить число федеральных чиновников почти на треть.
Практика реализации в 2005 году субъектами делегированных полномочий будет проанализирована по итогам года, после чего может быть принято решение о расширении перечня передаваемых полномочий.