Общая стоимость совместного проекта составляет 120 миллионов долларов. Окупаемость строительства - 5 лет. Частный бизнес Приморья уже инвестировал в проект около 3 миллионов долларов.
Под создание ТПК отведено около 600 гектаров земли по обе стороны границы. Проект предусматривает создание рекреационной зоны для туризма, производственных и торговых центров, современных офисов. С обеих сторон въезд на территорию ТПК будет безвизовым.
Концепцией реализации проекта предусмотрено строительство и развитие российского и китайского участков приграничного торгового комплекса как единой торгово-экономической зоны. Застройка и управление ТПК будет осуществляться по единому плану и в соответствии с согласованными между российскими и китайскими партнерами принципами.
При этом на территории российского участка комплекса будут действовать законы Российской Федерации; на территории китайского участка комплекса будут действовать законы Китайской Народной Республики.
"Строительство торгово-промышленного комплекса на приморском участке российско-китайской границы - новый этап развития отношений между двумя государствами. Положительный опыт такого сотрудничества послужит примером для остальных регионов России и КНР", - отметил Сергей Дарькин.
Китай - крупнейший торгово-экономический партнер Приморского края. Его доля во внешнеторговом обороте приморских предприятий за последние шесть лет выросла с 15,6 до 38 процентов.
Наибольшая доля в структуре приморского экспорта в КНР приходится на лесоматериалы (17,6%), морскую рыбу (14,83%), прокат плоский из прочных легированных сталей (14,39%), изделия из алюминия (11,97%), нефть и нефтепродукты (5,03%).
Наибольший удельный вес в структуре импорта из КНР в Приморье приходится на обувь - 13,72%, фрукты, овощи и крупы - 10,68%, одежду - 10,54%, свинину - 3,79%.
Только в первом квартале текущего года объем торгового оборота Приморского края с КНР составил $140,7 миллиона. Из них экспорт - $59,9 миллиона, импорт - $80,8 миллиона.
В Приморье действует 176 предприятий с китайскими инвестициями. На их долю приходится 36,5% от общего количества действующих в регионе предприятий с иностранными инвестициями.
Одна из главных задач для края, считает Сергей Дарькин, - переход от экспорта в КНР сырьевых ресурсов к российско-китайской кооперации производителей на территории Приморья в сфере тяжелой и легкой промышленности, строительной индустрии, сельского, лесного, рыбного хозяйства с целью экспорта готовой продукции в третьи страны.
В последнее время, по оценке приморского губернатора, наметилась тенденция создания совместных предприятий по глубокой переработке леса, рыбы. Растет число СП в сфере строительства и аграрном секторе.
Например, сдерживающим фактором в развитии международных транспортных перевозок является поверхностное знание экономических рынков обеих государств. В этом направлении нужны совместные маркетинговые исследования и взаимный обмен экономической информацией, что даст толчок рождению новых совместных проектов.