Изумлению посетителей, пришедших сегодня во Флорентийскую галерею Академии, не было предела. По общему признанию, Давид выглядит посвежевшим и помолодевшим. Его мраморная "кожа" из грязновато серой превратилась в белоснежную, как будто светящуюся изнутри. Что уж говорить, если даже сама Чинция Парнигони, сантиметр за сантиметром очистившая это совершенное тело, площадь которого, кстати, составляет 19,47 квадратных метра, не смогла сдержать слез, когда увидела статую, освобожденную от строительных лесов.
"Теперь все страхи и опасения позади. Реставрация завершена. Статую Давида почистили так деликатно, как обычно умывают малого ребенка", - сказал РИА "Новости" главный инспектор флорентийских музеев профессор Антонио Паолуччи. По его словам, решение отреставрировать шедевр Микеланджело было принято в 2002 году после почти десятилетней подготовки. Тогда известный реставратор Аньезе Парронки предложила осуществить эту работу "сухим методом" - при помощи кисточек, ластиков и кусочков замши. Однако после длительной дискуссии эксперты пришли к выводу, что освежить лицо и тело Давида без помощи дистиллированной воды не удастся. Для этого и была приглашена Парнигони, которая с помощью обыкновенных ватных тампонов, целлюлозы и глины очистила тело гиганта, рост которого составляет пяти метров 16 сантиметров, а вес - 5572 килограмма.
В результате титанических усилий реставратора, с кожи Давида были смыты грязь и пыль, накопившиеся за последние 160 лет. Дело в том, что в 1843 году Давида уже пытались отмыть банальной хлоркой, о чем нынешние реставраторы не могут говорить без содрогания. Спустя еще 30 лет скульптуру наконец-то убрали с флорентийской площади Синьории и перенесли в галерею Академии, а на прежнем месте установили точную копию наподобие той, что находится в Итальянском дворике Пушкинского музея.
Нынешняя реставрация, которая обошлась американским и голландским спонсорам в 400 тысяч евро, не является последней. Отныне восемь раз в год Давид будет подвергаться контролю со стороны специалистов, которые будут удалять накопившуюся пыль. Кроме того, уже девятого июня состоится специальное совещание реставраторов, на котором будет решено, может ли статуя в ее теперешнем состоянии выдержать возможные подземные толчки. Эксперты опасаются в первую очередь за трещины, появившиеся еще в ХIХ веке на ключицах античного героя.
Так или иначе, но Давид, посмотреть на которого во Флоренцию ежегодно приезжают около одного миллиона 200 тысяч туристов, встретит свое 500-летие изрядно помолодевшим. Восьмого сентября, в день, когда скульптура была впервые открыта для всеобщего обозрения на площади Синьории, во Флоренции начнутся настоящие торжества. К юбилею Давида будут приурочены многочисленные концерты, спектакли и даже выставка современного искусства.