Этот проект был обсужден в ходе официального визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в КНР и нашел поддержку китайской стороны, сообщил в понедельник, выступая в мажилисе (нижняя палата парламента Казахстана) министр транспорта и коммуникаций Казахстана Кажмурат Нагманов.
По его словам, китайское руководство "дало поручение Госплану подсчитать грузопотоки, которые могут пойти через нас". Глава Минтранскома считает, что "развитие торговли Азия-Европа кормило бы нас".
По оценке Нагманова, проект строительства узкоколейки по территории Казахстана "мог бы окупиться за 12 лет", если "из КНР транзитом в Европу пойдет (через Казахстан) 15 миллионов тонн грузов в год". При этом время в пути для грузов, следующих из Китая в Европу, могло бы сократиться в 2-2,5 раза.
По информации министра, строительство такой дороги "на уровне министров транспорта поддержал Иран", "Туркмения даст ответ до 1 июня", а "Россия относится осторожно".
В настоящее время, по его словам, рассматривается два варианта строительства дороги - от станции Дружба (на границе Казахстана и Китая) до станции Бейнеу (на западе Казахстана), далее "либо на Туркмению, а оттуда в Иран", либо "через порт Актау паромами на Баку".
Ширина железнодорожной колеи в Китае и Европе составляет 1435 мм, в СНГ - 1520 мм. При транзитной перевозке грузов из Китая в Европу железной дорогой приходится дважды менять колесные пары. За сутки пункт обмена колесных пар обрабатывает в среднем 20-25 вагонов.
Протяженность узкоколейной железной дороги по территории Казахстана может составить 3070 км.