Шафраник отметил, что Россия в настоящее время снова стала мировым игроком на мировом нефтяном рынке, а по экспорту - самым крупным игроком, поскольку, она экспортирует в два раза больше нефти, чем Советский Союз.
"Рост в последние 15 лет зависимости российской экономики от энергетического сектора - негативный, но не драматический фактор - сказал он. - Но это делает обязательным участие России во всех международных форумах, посвященных проблемам энергоресурсов. К сожалению, мы пока мало участвуем. Слабо представлены российские компании и на нынешнем амстердамском форуме".
"Я совершенно уверен, что не может быть нефтегазового проекта без большой политики. Причем, сейчас это утверждение еще больше актуально. Поэтому важно, чтобы представители государственных властей и бизнеса собирались вместе для обсуждения и решения стоящих перед отраслью проблем, как это происходит сейчас в Амстердаме", - сказал Шафраник.
На вопрос, какое падение цен на нефть может оказаться катастрофическим для России, Шафраник ответил: "Если экономика привыкла два года к какой-то цене, то все, что ниже этой цены - уже плохо для России. Потому что нефтяной фактор - как наркотик. Когда российская экономика в течение двух лет привыкла к цене $28 за баррель, то ниже 28 долларов для нее уже плоховато, ниже $25 - еще хуже, а ниже 20 - совсем плохо. От этого никуда не денешься. Если год - два продержится цена в $30 за баррель, то уже будут считать, что ниже $30 для России плохо".
По мнению Шафраника, задача России - в дальнейшем уйти от такой сильной зависимости от цен на нефть. При этом он полагает, что совершенно уйти от этого нельзя и такую цель ставить не надо. Однако, подчеркнул он, необходимо энергично развивать другие отрасли экономики, создавать сглаживающие факторы.
"Что касается цены на нефть, перевалившей за $40 за баррель, то, чем дольше такая цена будет держаться, тем больше она потом упадет. Я считаю, что справедливая, нормальная цена - $28-30 за баррель", - сказал председатель правления "Союзнефтегаза".
Он отметил, что, увеличивая добычу нефти, российская нефтедобывающая отрасль сейчас "не растет, а восстанавливается". "Ведь в СССР Россия добывала 570 миллионов тонн нефти, а сейчас - 420 миллионов тонн. И то, весь мир дрожит от этого", - сказал Шафраник.
"Потенциал восстановления хорош, но его хватит еще только на несколько лет, - отметил он. - Эффективность сейчас несколько дутая, потому что она создана Советским Союзом".
В этой связи Шафраник подчеркнул важность перехода к массовому осуществлению прямых инвестиционных проектов. "Иначе Россия использует потенциал восстановления, но ей не на что будет жить дальше", - сказал он.
"Дальше жить можно только на новом, а новое вводится, как минимум, пять-семь лет, и на это нужны огромные деньги. В последние годы мы направляли на восстановление 8-10 миллиардов прямых инвестиций. А на прямые инвестиции для роста нужно, как минимум 35 миллиардов. Деньги есть и в России, и за рубежом. Надо уметь их организовать", - заключил Шафраник.